Что же касается России, то, даже оставив за скобками Москву и Санкт-Петербург, приходится констатировать совсем иное положение дел. Проживание в той же Калуге и, например, в Тамбове – это две большие разницы. Почему же происходит так, что один из двух соседних регионов динамично развивается, а другой тонет в долгах, не может без дотаций и становится депрессивным? Куда смотрит его губернатор?...
В первых рядах развивающихся регионов уже не один десяток лет упоминается, к примеру, Татарстан. Да, там есть нефть. В его бюджет платят налоги КАМАЗ и один из крупнейших в мире нефтехимических комбинатов в Нижнекамске. Вполне достаточно, чтобы жить – не тужить, паразитируя на советском наследии. Если, конечно, вести речь о поддержании штанов и не заикаться о движении вперёд. Но давайте-ка припомним, что, помимо этого, Татарстан прочно удерживает первое место в России по объёмам животноводства и входит в пятёрку ведущих отечественных производителей зерна. А также постепенно превращается в крупнейший промышленный кластер Российской Федерации. Если уже не превратился.
Путь, по которому пошла республика, однозначно заслуживает рассмотрения и подражания. Пока в большинстве других регионов губернаторы, максимум, озвучивают количество миллиардов, необходимых для приведения в порядок хозяйства, разворованного их предшественниками, здесь эти миллиарды зарабатывают. Так, всего восемь лет назад в чистом поле между Набережными Челнами, Нижнекамском и Елабугой начал строиться новый производственный комплекс. Сейчас он называется особой экономической зоной «Алабуга» и по-настоящему впечатляет россиян, случайно забредших сюда из соседних депрессивных регионов.
На площади в 4 тысячи гектаров здесь успешно функционирует 41 промышленное предприятие. Среди них такие монстры мировой экономики, как американский «Форд», снабжающийРоссию всем своим модельным рядом, кроме «Мондео» и «Фокуса». Рядом выпускает сотни тысяч кубометров подвесных потолочных систем американский же «Армстронг». Чуть дальше работают конвейеры одного из крупнейших в Европе заводов по производству теплоизоляции датской компании «Роквул». За его забором даёт миру напольного ламината крупнейший на континенте деревообрабатывающий комбинат турецкого производителя «Кастамону». Да не обидятся те автомобилестроители, химики, пищевики, фармацевты, станкостроители, стеклодувы и прочие производители, которых не перечислили!
Общими усилиями зарубежные и отечественные инвесторы, чьи производства размещены в ОЭЗ «Алабуга» уже вложили в развитие своих предприятий порядка 71 миллиарда рублей, организовали более четырёх с половиной тысяч новых рабочих мест для окрестных жителей, произвели на 106 миллиардов рублей продукции и заплатили 8,7 миллиарда рублей налогов. И это при том, что налогообложение государством здесь гарантировано льготное. В ближайшие пару лет объём частных инвестиций планируется довести до 109 миллиардов рублей, а количество рабочих мест до 11 тысяч. О размерах грядущего ВРП и будущ 2000 их налоговых отчислений можно только догадываться, но уже ясно, что многим другим от такого количества заработанного Татарстаном «бабла» останется только давиться слюной.
Разумеется, региону невозможно было бы создать подобное экономическое великолепие без помощи государства. Да, оно инвестировало в проект около 22,7 миллиарда рублей, плюс, помогло законодательно. Но разрабатывать проект особой экономической зоны, рассчитывать прибыль и убеждать федералов в целесообразности создания «Алабуги» руководству Татарстана пришлось самостоятельно. На бюджетные деньги в чистое поле провели коммуникации в достаточном количестве. Электроэнергия, газ, водоснабжение и канализация, оптоволоконная связь и так далее. Проложили качественные дороги. Модернизировали международный грузопассажирский аэропорт «Бегишево». Провели сюда железнодорожную ветку и интегрировали её в федеральную сеть. Остальное инвесторы сделали сами. И региону теперь остаётся только собирать с них деньги, да манить пальчиком других производителей, желающих поработать в близких к идеальным условиях.
Татарстан – самый яркий, но не единственный пример поступательного экономического развития в России. В той же Калуге нефти – не больше, чем в Рязани. Но о «калужском экономическом чуде» не слышал разве что снежный человек. А о рязанском не слышал никто. Наверное потому, что в одних субъектах Российской Федерации губернаторы активно занимаются экономикой, а в других только политикой и то раз в четыре года. В оставшееся же время кто-то фотографирует червяков в кремлёвских салатах, кто-то комментирует газетам последние инициативы Госдумы, а кто-то строчит банальности в Твиттере или просто глядит на народ с избирательных плакатов.
Да мало ли чем российскому губернатору можно заняться на досуге. Можно в командировку в Италию или Испанию за государственный счёт слетать. А можно и поближе. В Сочи. Чтобы пожаловаться там премьер-министру на нехватку государственных дотаций и бурно порадоваться его предложению обложить дополнительными сборами региональных «коммерсов»… Зарабатывать самим? А как это?...
Обозреватель Noteru.com Борис ТЕРЕХОВ