Все 90-е и «нулевые» годы большинство экспертов оценивали боеспособность отечественных вооруженных сил невысоко. Мол, образовались они из «резервных» и кадрированных частей третьего эшелона, не шибко удачно выступили в чеченских кампаниях и сейчас максимум пригодны только для строительства дорог зятьям Сердюкова и дач генералам. Ситуацию в «победившем» блоке НАТО было принято рисовать в розовых тонах. Ковровые бомбардировки Багдада и Белграда были психологическим сопровождением точки зрения военной состоятельности альянса.Удивляло лишь то, как столь массивная структура умудрялась держать себя в тонусе при полном отсутствии реальных противников. ОВД канул в лету. А «международный терроризм», при всем к нему уважении, на альтернативу никак не тянул.
Однако «расслабуха» подействовала разлагающе. Первый тревожный звоночек — воздушная операция в Ливии. ВВС Франции продемонстрировали ничтожную эффективность против регулярной армии Муаммара Каддафи, пересевшей с танков на легкие джипы. Кроме того, отмечалась острая нехватка легких боеприпасов. Без которых спецоперация была обречена на провал.
Откровения Министерства обороны Германии и вовсе должно повергнуть руководство альянса в шок. Как ни крути, а Бундесвер считается одним из самых надежных элементов системы. Но... армия, на которую ежегодно выделяется по 45 миллиардов долларов США из бюджета самой расчетливой нации, публично расписалась в абсолютной импотенции. Трудно поверить, что страна 70 лет назад мечтавшая о покорении мира, теперь не может передать своим союзникам 60 истребителей Eurofighter Typhoon, в соответствии со своими обязательствами. Из 109 имеющихся на вооружении, худо-бедно выполнять свою миссию способны лишь 42. С сухопутным вооружением ситуация схожая и весьма плачевная. А мы то привыкли думать, что у нас в униформу облачаются одни раздолбаи, которые своей жадностью и некомпетностью оставляют нас без защиты...
А прикрывать, в случае чего, может понадобиться Прибалтику, которая никак не обзаведется обороноспособными войсками. Как ни пытается руководство НАТО склонить Эстонию, Латвию и Литву обзавестись бронетанковой компонентой и хотя бы символическим количеством истребителей — одной эскадрильей, способной дать отпор врагу хотя бы несколько десятков минут — все бесполезно. Нет ни денег, ни желания соответствовать стандартам альянса. Лучшее на что способны эти «военные гиганты» - символическая роль плацдарма для группы быстрого реагирования.
Есть и другие страны, которые были приняты в блок не иначе как «для мебели» или в пику Москве. В последнее время украинские военные аналитики, будто бы предчувствуя беду, рисовали возможные сценарии войны между Незалежной и ее соседями. Один из них — война с Румынией за Змеиный остров, Буковину и Одесскую область — территории, на которые может претендовать воинственный Бухарест. Впрочем, даже они в качестве серьезного противника эту страну не рассматривали.
Во времена Николае Чаушеску к армии в республике относились довольно прохладно. Во многом, именно поэтому люди в погонах по 2000 ддержали бунт в Тимишоаре и приняли активное участие в расправе над диктатором. Военные были недовольны низкими окладами и слабым, по сравнению с остальным соцлагерем, вооружением. С тех пор ситуация изменилась несильно. Разве что платят солдатам и офицерам побольше. А вот в их распоряжении — непригодная для современной войны рухлядь. Причем, в относительно небольшом количестве. Пара сотен допотопных «ходовых» Т-55, полторы сотни ихболее современных модификаций и другие «динозавры» родом из 60-х, 50-х и даже 40-х — все, чем богаты сухопутные войска. Не лучше ситуация в ВВС. Бухарест имеет в распоряжении 30 модернизированных МиГ-21 — машин появившихся на свет более полувека назад.А военный бюджет не такой уж и маленький для 70-тысячной группировки. 3 миллиарда долларов США.
Без слез не взглянешь на группировку Хорватии, которая располагает примерно той же номенклатурой вооружений, что и Румыния. В ВВС Словении отсутствуют, как таковые, ударные самолеты.
Еще более символический военный потенциал у Албании.
Министерство обороны Чехии не в состоянии приобретать военные самолеты и... берет их у Швеции в аренду. В распоряжении бывших соотечественников из Словакии есть советские МиГ-29, «оперение» которых начало приходить в негодность еще в начале «нулевых» из-за коррозии. От кого защищаются Канада, Исландия и Люксембург — загадка из загадок.
И даже грозные Вооруженные силы США отнюдь не безупречны. Коррупционная составляющая в многомиллиардном военном бюджете зашкаливает за разумные пределы. Ряд проектов, включая суперсовременные и супердорогие подлодки Seawolf, наряду со «второй партией» истребителей F-22 «Раптор» свернуты. По всему земному шару действует более 100 военных баз, коммуникации которых растянуты по всему земному шару и не позволяют сосредоточить колоссальных военных группировок на каком-то одном направлении.
А потому ничуть не удивляют слова Барака Обамы о том, что ради Украины НАТО не будет воевать с Россией. Североатлантический альянс к этому просто не готов. И новая «холодная война» - последний шанс вдохнуть жизнь в умирающий организм военного блока, который давно потерял смысл существования. И если России удастся уклониться от втягивания в гонку вооружений, никакая Украина его не спасет.