РФПИ - государственный инвестиционный фонд, созданный в 2011 году для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики. Управляющая компания фонда – 100% «дочка» Внешэкономбанка. С целью докапитализации фонда федеральный бюджет ежегодно выделяет по 62,5 млрд рублей для приобретения ВЭБом паев ЗПИФа «РФПИ». В сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами - фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, ведущими отраслевыми компаниями. РФПИ уже инвестировал или одобрил выделение более $7 млрд, из которых $1,2 млрд - инвестиции самого фонда, а свыше $6 млрд - соинвестиции международных партнеров РФПИ. Средства направлены в проекты, снижающие издержки российских предприятий и инфраструктурные ограничения. В число членов экспертного совета РФПИ входят директоры суверенных фондов ряда стран, главы и основатели крупнейших зарубежных фондов прямых инвестиций. В наблюдательный совет РФПИ входит Доминик Стросс-Кан, бывший глава МВФ, а также Лоран Вижье, руководитель международного подразделения CDC International Capital.
Одновременно ведомствам поручено проработать вопрос о принципиальном изменении подхода РФПИ, который создавался для привлечения иностранного капитала и сейчас может входить в проекты только с участием зарубежных инвесторов. Минэкономразвития и Минфину поручено изучить совместно с РФПИ «возможность соинвестирования части средств РФПИ в проекты совместно с российскими компаниями - соинвесторами без участия иностранных соинвесторов», говорится в документе. «Ряд ведущих российских организаций действительно заинтересован в соинвестировании с РФПИ, так как фонд уже зарекомендовал себя как ведущий и авторитетный национальный инвестор (за последние три месяца фонд объявил о пяти сделках с иностранными партнерами). В частности, эта заинтересованность высказывалась с их стороны на Сочинском инвестфоруме. Речь идет о расширении круга потенциально привлекаемых инвесторов и развитии внутреннего инвестора в России, а не об отсечении иностранных партнеров. Сейчас РФПИ совместно с рядом ключевых ведомств изучают эту опцию, но окончательное решение еще не принято и будет подлежать рассмотрению набсоветом РФПИ», - пояснили «Эксперт Online» в пресс-службе фонда.
Руководитель департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов не видит принципиальной разницы в том, какие инвесторы будут участвовать в проектах РФПИ – российские, западные или восточные. «Что касается внеплановой докапитализации фонда, думаю, она связана с активизировавшимся партнерством России и Китая. Если изначально РФПИ создавался не под конкретные цели, теперь основная его задача – развитие Сибири и Дальнего Востока, предусматривающая, в том числе инвестиции в совместную российско-китайскую приграничную инфраструктуру. Насколько я знаю, другой фонд ВЭБа, ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», не слишком справляется с этой задачей, так что возможно произойдет некое внутренне распределение необходимых денежных ресурсов», - рассказал он «Эксперт Online».
Действительно, межправительственная российско-китайская комиссия по вопросам инвестиций, первое заседание которой под председательством первых вице-премьеров двух стран Игоря Шувалова и Чжана Гаоли состоялось недавно в Пекине, рассмотрела больше 30 уже проработанных и прошедших предварительный отбор проектов суммарным объемом около $100 млрд. Для оптимального сочетания интересов сторон было решено создать при комиссии Консультационный комитет предпринимателей, который возглавили руководители China Investment Corporation (CIC) и РФПИ. Роль консультанта по проектам и взаимодействию с деловым сообществом взял на себя Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), созданный РФПИ и CIC. Дополнительным стимулом для поступающих в Россию из КНР инвестиций способно стать решение властей Китая о расширении коридора для потенциальных инвестиций в зарубежные компании в объеме до $1 млрд, не требующих обязательного одобрения регуляторов, замечал Кирилл Дмитриев. По его словам, азиатские инвесторы заинтересованы в России, но при этом отношения с ними «выстраиваются чуть дольше, и важно, чтобы они выстраивались очень системно». «Мы специально создали российско-китайский, российско-японский, российско-корейский инвестиционные фонды, и нашими партнерами в этих фондах выступают суверенные фонды каждой из этих стран. Это позволяет нам привлекать туда стратегических инвесторов из тех стран, инвестировать не только совместно с суверенными фондами, но и с ведущими стратегами. Мы уже одобрили более семи сделок российско-китайского фонда, проинвестировали свыше $1 млрд на Дальний Восток», - сообщил гендиректор РФПИ.
Между тем недавно стало известно, что правительство рассматривает возможность передачи РФПИ Банку России или Росимуществу, чтобы вывести его из-под санкционных рисков. Однако соинвесторы выразили обеспокоенность тем, что санкции могут негативно отразиться на их инвестициях в России, если фонд будет подконтролен государству. Секторальные санкции, введенные против ряда российских компаний и их дочерних структур, касаются лишь определенных финансовых транзакций, связанных с привлечением долгосрочного финансирования от европейских и американских компаний в форме акционерного капитала или долга. Все остальные формы взаимодействия разрешены, поясняли ранее в РФПИ. «Фонд не занимается привлечением акционерного или долгового финансирования напрямую, а наоборот инвестирует собственные средства наряду с соинвесторами. Мы никогда не привлекали подобное финансирование напрямую и не планируем делать это в дальнейшем. Соответственно, введенные санкции не затрагивают деятельность РФПИ», - говорилось в сообщении фонда. В соответствии с документами, регулирующими деятельность РФПИ, фонд не может приобретать контрольные пакеты каких-либо компаний. Соответственно, введенные санкции также не затрагивают портфельные компании фонда.