Об убитых и раненых на востоке Украины псковских десантниках без подробностей слышали 39 процентов опрошенных, но 50 процентов ничего об этом не знают, выяснили социологи. Число тех, кто много об этом знает (7 процентов), совпадает с количеством тех, кто настроен критически и имеет отличную от провластной позицию по Украине. С версией о том, что десантники поехали туда добровольно, соглашаются 37 процентов.
Соотношение тех, кто верит и не верит сообщениям о потерях, – 42 на 31 процент. Верят в основном молодые россияне и те, кто живет в небольших городах. При этом 40 процентов считают эти потери недопустимыми и неоправданными, поскольку Россия ведет скрытую, необъявленную войну и солдаты оказываются заложниками, а 30 процентов считают, что помощь ополченцам необходима, а потери неизбежны. Количество тех, кто относится к участию российских «добровольцев» в украинском противостоянии положительно, с момента аннексии Крыма снизилось.
«Позиция людей сейчас крайне противоречива: им врут, а они уже врут сами себе, осознавая многие вещи, но не имея по их поводу четкого мнения», – пояснила изданию социолог Левада-центра Наталия Зоркая.
«Данные опроса говорят, что у людей в голов 1000 ах каша», – уверен сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. По его словам, россияне используют эвфемизм «добровольцы», хотя внутренне понимают, что «добровольцы» не могут там присутствовать в таком количестве и с таким вооружением: «Люди воспринимают лукавство государства и, ввязываясь в игру, начинают сами лукавить». По мнению Бызова, положительное отношение к военным действиям снижается медленно, потому что у людей сложилась понятная картина происходящего – с «врагами» и «друзьями» – и им крайне неуютно от нее уходить.
Для людей эта тема неприятна и нежелательна, а понятие «добровольцы» примиряет их с жертвами, считает политолог Алексей Макаркин: «В реальности процент тех, кто что-то слышал, еще меньше, так как людям неудобно признаваться в своем незнании: тема не педалируется на телевидении, а если есть какие-то сюжеты, то они идут в «правильном» контексте, и люди начинают отвечать социологам этими тезисами». Стимула получать альтернативную информацию, которой много в интернете, у людей нет — они предпочитают закрывать на это глаза и передоверить ситуацию власти, уверен эксперт: «Многие даже не обсуждают тему Украины, потому что она сразу порождает конфликт. С одной стороны, им жаль население Украины и хочется помочь, но, с другой стороны, не хочется ввязываться в войну и думать о неприятном».