На заседании российского Оскаровского комитета решили, что нашу страну в номинации Лучший фильм на иностранном языке будет представлять фильм Андрея Звягинцева Левиафан, который на 67-м Каннском международном кинофестивале наградили «За лучший сценарий».
Кинокритики называли основным соперником Левиафана картину Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына, но Андрей Кончаловский отказался от участия в оскаровской гонке, объясняя это тем, что Оскар переоценён. К тому же режиссёр в последние годы достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и отмечал пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей, поэтому он считает, что бороться за обладание премией просто нелепо.
Егор Кончаловский поддержал отца:
– Я поддерживаю позицию отца, потому что причины, по которым он это сделал, для меня вполне ясны и близки мне. Понимаете, как только говоришь Лучший фильм на иностранном языке, то Оскар сразу становится местечковой премией. Получается, что есть свой язык – английский, а есть не свой, чужой. Выходит, что американская национальная премия такая же, как у нас, например, в Ханты-Мансийске. В формулировке этой номинации есть свой парадокс.
Metro не могло не спросить про связь решения Кончаловского с российскими санкциями.
– Я не могу сказать, что здесь есть прямая связь, но в последнее время отделить политику от культуры невозможно, – размышляет Егор. – Конечно, политический след есть, просто он может быть даже неосознанным до конца.
Егор Кончаловский не осуждает Звягинцева за то, что тот не снял свою кандидатуру:
– Творчество Звягинцева не имеет национальности. Он смотрит больше на мир, чем на Россию, как на рынок для своих картин. Мне кажется, что Звягинцев недооценён в России. То, что он не снял свою кандидатуру, не говорит о том, что он поступает неправильно.
Андрей Звягинцев не собирается снимать свою кандидатуру и не считает, что его выбрали только из-за того, что Кончаловский снял свою кандидатуру.
– Кончаловский поступил последовательно, он критиковал Голливуд, поэтому счёл странным претендовать на Оскар. Не понимаю, почему я должен следовать за Кончаловским? Я не критикую голливудизацию. Более того, я не уверен, что это вся картина существующего положения киноиндустрии в России.
Прогнозировать шансы картины на победу пока трудно.
– Это пока первый этап, нужно пройти ещё два, – объясняет Звягинев Metro. – Теперь мы хотим попасть в шорт-лист. Но основания для конкуренции у Левиафана есть. У нас очень хороший прокатчик в США – Sony Classic. Европейская и американская пресса положительно отзывалась о картине. Теперь всё зависит от судьбы.
Кинокритик Кирилл Разлогов считает, что обе картины не имеют права претендовать на Оскар, потому что они не прокатывались в России. Лента Кончаловского была представлена в России на закрытом показе.
Звягинцев заверил Metro, что Левиафан выходил в ограниченный прокат в России:
– Более того, он ещё идёт в кинотеатре Великан в Санкт-Петербурге. 13 ноября картина выйдет в широкий прокат.