Спасение в проектном финансировании

 »   » 
  • Опубликованно
  • Спасение в проектном финансировании

В этой связи крайне важной задачей становится поиск альтернативных источников финансирования. Но перспективы заимствований в Юго-Восточной Азии  пока только прорабатываются. И хотя ситуация на азиатском рынке, как утверждают эксперты Thomson Reuters, сегодня благоприятна: активность на нем выросла на 17,9% (данные по облигациям, номинированным в долларах США, евро и иенах), а объем привлеченного финансирования стал рекордным — $107,2 млрд, российские компании и банки, по мнению экспертов могут столкнуться с трудностями при привлечении финансирования в Азии. В частности, глава Сбербанка Герман Греф считает сложным привлечение капитала с азиатских рынков для банка. По его словам, эффект от введения санкций Запада в отношении банка имеет «серьезную инерцию». Действительно, хотя азиатские банки не обязаны признавать принятые США или Евросоюзом санкции, они могут с большой неохотой давать деньги российским компаниям из опасений лишиться лицензий на проведение долларовых клиринговых операций в США. Глава Сбербанка выразил надежду на то, что «со временем ситуация изменится, но пока тяжело находить новые источники финансирования».

Похоже, поиск решения или хотя бы механизма купирования острой фазы кризиса фондирования находится в плоскости господдержки российского банковского рынка, полагает Андрей Алаев. В первой половине 2014 года государство уже выделило на эти цели 1,5 трлн рублей. Сегодня, учитывая ослабление национальной валюты (рубль 15 сентября обновил исторический минимум, опускаясь в моменте даже ниже 38 рублей за доллар), снижение цен на нефть ниже $100 за баррель ($97 за баррель марки Brent), инфляционное давление, санкции в отношении производственных компаний, а также замедление роста российской экономики, обусловленное рядом структурных факторов: демографическими проблемами, отставанием в уровне применяемых технологий, недостаточно развитой инфраструктурой, а также иными институциональными факторами, на которые денежно-кредитная политика повлиять не может, возникает необходимость поиска новых инструментов рефинансирования банковской системы. «При этом органы власти исходят из того, что поддержка должна быть адресной, ориентированной на реализацию конкретных проектов. Стимулирование экономического роста путем общего снижения ставок нецелесообразно из-за риска увеличения инфляции. Так, по состоянию на 8 сентября темпы прироста потребительских цен увеличились до 7,7%. Масштабная поддержка банковской системы и снижение уровня ставок ЦБ также нецелесообразны, так как инвестиционную и потребительскую активность сдерживает, по словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, не столько уровень ставок по кредитам, сколько неопределенность экономических условий», - указывает главный экономист ФЦПФ Внешэкономбанка.

Он напоминает, что для соблюдения компромисса между активизацией инвестиционного спроса и таргетированием инфляции президент Владимир Путин подписал 14 мая 2014 года перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в частности о поддержке инвестиционных проектов. Несколько раньше, 25 апреля, Банк России выпустил информационное письмо «О рефинансировании кредитов на инвестиционные проекты», в котором определил основные параметры данной поддержки: банки будут рефинансироваться по формуле «ключевая ставка минус 1,5%» (в результате уровень маржи банков составит 2,5%), размер процентной ставки не должен превышать уровня ключевой ставки плюс 1%, срок рефинансирования 3 года с возможностью последующей пролонгации. Такой подход должен обеспечить реализацию инвестиционных проектов на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, способствующего увеличению объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях.

Функционирование данного механизма обсуждалось на заседании правительства 19 июня 2014 года, на котором также были определены сроки разработки необходимых документов (до 2 сентября для Минэкономразвития и до 1 октября для Банка России). Общественное обсуждение проекта постановления правительства «Об утверждении программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» закончилось и можно подвести промежуточные результаты подготовительной работы. Как и ожидалось, банкирам показалась несоразмерной принимаемым на себя рискам доходность по таким кредитам. «Уровни процентных ставок, установленные проектом базовых условий предоставления кредитных средств конечным заемщикам в рамках программы, а также рекомендованные Банку России ставки по рефинансированию кредитов для уполномоченных банков предусматривают процентную маржу на уровне 2,5%. Учитывая повышенные риски, свойственные сделкам проектного финансирования, и предусмотренный программой ограниченный (25%) уровень покрытия кредитов государственными гарантиями Российской Федерации, такая маржинальность представляется недостаточной для подавляющего большинства проектов с точки зрения необходимости получения банками требуемой доходности на экономический капитал», - говорится в отзыве ВТБ на документ. Банк предлагает расширить диапазон применимой процентной маржи (за счет повышения ставки предоставления кредитных средств конечным заемщикам или за счет снижения ставки рефинансирования) с одновременной реализацией дифференцированного подхода к ценообразованию с применением единой согласованной методологии рейтингования проекта.

Кроме того, банкиров беспокоит тот факт, что  Банк России будет предоставлять средства уполномоченным банкам на рефинансирование кредитов, выданных в рамках программы не на весь срок реализации инвестпроектов, который редко бывает меньше 5 лет, а только на 3 года с возможным последующим продлением на такой же срок на тех же условиях. «Учитывая, что стоимость привлечения кредитных ресурсов банками выше стоимости, предусмотренной программой, у банков возникают значительные риски получения негативного финансового результата в течение срока сделки, если (когда) рефинансирование Банка России не будет пролонгировано», - опасаются они.

Заместитель председателя правления Ланта-банка Ирина Рысь уверена, что программа поддержки инвестпроектов на основе проектного финансирования послужит оживлению экономики и улучшению инвестиционного климата в стране, однако полагает, что у банков она не будет пользоваться популярностью, по крайней мере, на первых порах. «Маржа в 2,5% - это, безусловно, мало, а три года – не срок для значимых инвестиционных проектов. Не уверена, что среди банкиров найдется много желающих рискнуть. Надеюсь, в дальнейшем правительство проанализирует детали этого механизма и внесет соответствующие коррективы», - сообщила она «Эксперт Online».  

Доцент кафедры корпоративных финансов, инвестиционного проектирования и оценки бизнеса им. М.А. Лимитовского ВШФМ РАНХиГС Валерий Темкин говорит, что механизм проектного финансирования эффективно работает во всем цивилизованном мире. «Конечно, он не будет полноценной заменой западным кредитам, но позволит реализовывать необходимые стране в текущих условиях инвестпроекты. Что касается разговоров о низкой марже, наши банки просто привыкли к сверхдоходам, 2,5% - это маржа на которую успешно существуют многие кредитные организации по всему миру», - пояснил он «Эксперт Online».

В документе определены требования по критериям и порядок отбора инвестпроектов, финансовых консультантов, уполномоченных банков (российские кредитные организации и международные финансовые организации), порядок рассмотрения проектов Межведомственной комиссией (образуется из представителей Минфина и Минэкономразвития). Андрей Алаев замечает, что не все данные для расчета критериев легко получить и проверить из публичных источников информации (например, опыт реализации инвестиционных проектов (разработки бизнес-планов) на протяжении нескольких лет и в определенном объеме (для банков – не меньше 10 проектов на протяжении последних 3 лет и на сумму не меньше 3 млрд рублей каждый, для МФО – не меньше 5 проектов на протяжении последних 3 лет (без указания на объем проектов), для финансовых консультантов – опыт по сделкам, осуществляемым на основе проектного финансирования не меньше 1 млрд рублей и в количестве не меньше 6 в течение 3 предшествующих лет)). Кроме этого, в документе предлагается достаточно сложная и запутанная система взаимодействия участников, осуществляющих прием заявок на реализацию инвестиционных проектов и их непосредственный отбор. Отсутствие четкого разграничения полномочий между всеми участниками, участвующими в отборе проектов, может негативным образом отразиться на перспективах работы механизма рефинансирования. «Сама дифференциация также требует дополнительного обоснования. Если учесть, что необходимый опыт есть у всех банков и финансовых организаций, с учетом иных критериев на право быть уполномоченным банком могут претендовать Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ, Гапромбанк, Россельхозбанк, Альфа-Банк, UniCredit, «ФК Открытие», Евразийский Банк Развития, Межгосударственный банк, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк. Определить, кто может стать финансовым консультантом пока не представляется возможным. К ним, помимо всего прочего, предъявляются требования по опыту в сфере: разработки бизнес-планов, финансово-технического аудита и мониторинга, строительно-технической экспертизы, участия в проектах в области государственно-частного партнерства. Представляется, что предлагаемые требования нуждаются в дополнительном обосновании и упрощении, в частности, в отношении финансовых консультантов. Также требует уточнения вопрос взаимодействия и принятий решений участниками процесса по отбору инвестпроектов (в цепочке участвует Банк России, уполномоченные банки и консультанты, Межведомственная комиссия, образуемая при Минэкономразвития, Минфин, который вначале участвует в комиссии, а на заключительной этапе действует самостоятельно)», - пояснил он «Эксперт Online».

Необходимость предоставления госгарантий значительно снижает возможности использования механизма рефинансирования, поскольку данный вид обеспечения определяется как условное обязательство Российской Федерации, замечает главный экономист ФЦПФ Внешэкономбанка, и Минфин не будет заинтересован в расширении практики использования данного механизма рефинансирования из-за риска увеличения долговой нагрузки. Действительно, министр финансов Антон Силуанов недавно заявил, что расширение института госгарантий по кредитам банков нецелесообразно. «В период кризиса институт госгарантий был оправдан, но есть опасность того, что госгарантия, особенно выдаваемая на льготных условиях, будет приводить к тому, что к нам будут обращаться за истребованием этой госгарантии», - сказал он. «И такие факты есть - по целому ряду кредитов банков, которые были выданы под госгарантии, к нам идут обращения - кредит не возвращен - давайте деньги из бюджета», - продолжил он. Министр объяснил это некачественной проработкой таких кредитов. «Когда даешь госгарантию, особенно без права регресса, некоторые расценивают это как прямое бюджетное финансирование, что кредит можно не возвращать. Поэтому расширение этого института мы считаем нецелесообразным», - сказал Силуанов.

Справка: Согласно данным на сайте Минфина, в составе внутреннего госдолга РФ на 1 августа 2014 года объем предоставленных госгарантий составлял 1260,176 млрд рублей (на 1 января 2013 года - 906,6 млрд рублей). Кроме того, в составе внешнего долга обязательства по госгарантиям составляли на 1 августа 2014 года $11,31 млрд.

Учитывая экономико-финансовые сложности с исполнением бюджетов, а также возможности властей брать на себя условные долговые обязательства, объем программы поддержки инвестиционных проектов определен в размере 50 млрд рублей. Учитывая требование о том, что уровень покрытия госгарантиями ограничен 25%, соответственно объем всей программы составляет 250 млрд рублей (полная стоимость инвестиционного проекта ограничена рамками 1-20 млрд рублей). Учитывая отсутствие утвержденных нормативов затрат на строительство инвестпроектов и, как следствие, риск изменения стоимости и срока осуществления проекта, в действительности может быть реализовано несколько средних по стоимости проектов, что фактически сделает невозможным достижение тех задач, которые обозначены в проекте документа, механизм рефинансирования станет «одним из» и весьма специфичным продуктом, полагает Андрей Алаев. На его взгляд, для расширения последующей практики использования механизма долгосрочного финансирования необходимо создать правовые и финансовые возможности рефинансирования без предоставления государственных гарантий; обосновать необходимость повышения прозрачности отбора и предоставления госгарантий Российской Федерации, а также и субъектов РФ и муниципальных образований; создать механизм сбора информации о реализуемых на территории страны инвестпроектах, как в рамках госзакупок, так и в рамках государственно-частного партнерства, с целью создания базы данных, которая позволила бы адекватно оценивать риски, возникающие при реализации инфраструктурных проектов, использовать эти данные в процессе принятия решений. Кроме того, надо повышать качество подготовки проектов и ответственности лиц профессионально участвующих в данной работе, с целью объективной оценки рисков, адекватного распределения рисков между партнерами, резюмирует главный экономист ФЦПФ.

Руководитель НП «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» Андрей Шпиленко говорит, что проектное финансирование будет интересно только зрелым компаниям. «Тысячам малых инновационных компаний внедрение этого механизма, к сожалению, не поможет решить проблему с деньгами. Наверняка, это будет интересно представителям среднего бизнеса, возможно, малого с численностью работающих от ста человек. Но стартапам, работающим на территориях технопарков, от такой меры поддержки инвестпроектов ждать ничего не приходится», - пояснил он «Эксперт Online». 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа