Правительство приняло в начале августа принципиальное решение продлить в 2015 году мораторий на передачу в НПФ пенсионных накоплений россиян. Средства страховых взносов в полном объеме будут направлены на страховую часть будущих пенсий граждан. Эта мера, по оценке Минтруда, сэкономит для бюджета 280 млрд рублей. В бюджете 2014 года за счет «заморозки» пенсионных накоплений образовалась экономия в 243 млрд рублей на трансферте Пенсионному фонду России. Таким образом с учетом переходящих средств прошлого года и сэкономленных средств от «заморозки» пенсионных накоплений в 2015 году размер антикризисного резерва в следующем году как минимум превысит 100 млрд рублей.
Минфин изначально был категорически против такой идеи, продвигаемой представителями социального блока правительства, аргументируя это тем, что «заморозка» пенсионных накоплений может привести к серьезным макроэкономическим последствиям: замедлению роста ВВП в 2015 году, удорожанию заемных средств на 2-3 процентных пункта и даже невозможности увеличения пенсий в долгосрочной перспективе. По прогнозу Минэкономразвития, рост экономики РФ составит в 2015 году 2%. «Если этих инвестиций не будет (НПФов, в случае заморозки пенсионных накоплений в 2015 году), мы можем 1 процентный пункт из этих 2% списать. То есть мы практически ополовиним экономический рост в следующем году», - заявлял РИА Новости источник в Минфине. Кроме того, продление моратория на формирование накопительной части пенсий фактически лишит экономику РФ «длинных» ресурсов и приведет к удорожанию заемных средств. «Мы считаем, что отмена накопительной части в текущих условиях приведет к удорожанию кредитных ресурсов в среднем на 2-3 процентных пункта для экономики и к исчезновению инвестиционного ресурса длиннее, чем 1,5-2 года», - подсчитали в Минфине. «Надо понимать, что неперечисление части пенсионных накоплений в НПФы означает, что пропорционально либо будут увеличены обязательства государства по распределительной части, либо сокращен коэффициент замещения у той части граждан, которые там будут», - подчеркнул источник в ведомстве. По его словам, это может повлечь дальнейшее увеличение дефицита Пенсионного фонда РФ после 2022 года, что, в свою очередь, может обернуться невозможностью увеличения пенсий или даже невыполнением обязательств государства перед пенсионерами. С критикой продления моратория на формирование накопительной части пенсий выступил также замминистра экономического развития Сергей Беляков, заявивший в Facebook, что ему стыдно за заморозку пенсий в 2015 году. В начале августа он был уволен с официальной формулировкой «за нарушение закона о государственной службе».
Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов комментирует решение о «заморозке» пенсионных накоплений с иронией. «Страна лишилась внешнего источника финансирования и ей нужны деньги, которые, как заявлено, пойдут на хорошие дела. Другое дело, что экономика не увидит от НПФ и УК порядка 500 млрд рублей инвестиций, а люди вместо денег получат трудодни. Хорошо уже то, что власти перестали обвинять накопительный элемент в неэффективности, а честно сказали, что эти деньги сейчас государству нужнее», - заявил он «Эксперт Online».
Преподаватель Института экономики естественных монополий РАНХиГС Владислав Гинько замечает, что инвестиции НПФ более рискованные, чем вложения в инфраструктурные проекты. «В этой связи ничего страшного в моратории на накопительную составляющую пенсии я не вижу. Эти средства могли бы быть просто проедены, то есть пойти на выплаты нынешним пенсионерам. Государство же решило направить их, как и средства ФНБ, которые в любом случае надо куда-то инвестировать, в крупные инфраструктурные проекты. То есть эти деньги будут приносить стабильный доход, приведут к созданию новых рабочих мест и обеспечат дополнительные поступления в бюджет», - пояснил он «Эксперт Online».
ФНБ спешит на помощьНакануне стало также известно, что правительство обсуждает вариант помощи попавшим под западные санкции компаниям за счет средств фонда национального благосостояния. Пока речь идет о расходовании 60% средств, но власти уже не исключают траты всех средств ФНБ. «Мы обсуждали эту тему и договорились о следующем. У нас принято решение, что до 60% ФНБ может быть инвестировано в проекты, инфраструктурные, проекты Росатома и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), - рассказал Антон Силуанов. - Договорились, что можем дополнительно пересмотреть структуру инвестиций и часть средств, предусмотренных в рамках 60%, перераспределить крупным компаниям, которые сегодня потеряли внешние рынки заимствований. В первую очередь это «Роснефть» и НОВАТЭК». По его словам, эти компании обращались в правительство за финансовой поддержкой в целях замещения внешних источников финансирования и могут получить помощь уже в этом году. «Это средства на проекты, которые уже есть, на которые привлекаются и китайские деньги, и деньги других инвесторов, и собственные, - уточнил глава Минфина. - Это деньги, которые мы инвестируем на замещение выпадающих иностранных кредитов».
Оставшиеся 40% средств ФНБ, по словам министра, пока расходоваться не будут - это стратегический запас, резерв. «Безусловно, если ситуация будет эскалироваться, ухудшаться, то можем вернуться и к этой теме. Но пока нет предложений, чтобы увеличить инвестирование средств ФНБ сверх тех объемов, которые были ранее приняты», - подчеркнул Силуанов.
Напомним: правительство увеличило в июне лимит инвестирования средств ФНБ в инфраструктурные проекты с 40% до 60%. По данным Минфина, совокупный объем средств ФНБ - 3,1 трлн рублей, из них 1,1 трлн зарезервированы на проекты РЖД, Росатома, строительство ЦКАД, расширение БАМа и Транссиба, еще 700 млрд рублей свободны.
Как ранее сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев, государство поддержит компании, реализация инвестпрограмм которых находится под угрозой из-за санкций. По его словам, ведомство заинтересовано в том, чтобы эти инвестиционные программы реализовались, в том числе программы добычи нефти на северном шельфе и некоторые другие. По словам главы Минэкономразвития, эти компании могут рассчитывать на поддержку их инвестиционных программ теми инструментами, которые у государства есть, «но это будет на возвратной и платной основе». При этом он замечал, что речь идет не только о нефтекомпаниях, но и о компаниях банковского, финансового, оборонного секторов.