Экспорт природного газа при этом, по мнению аналитиков министерства, в ближайшие два года увеличится. Так, в 2015 году он вырастет до 190 млрд куб м. (+0,9%), в 2016 году – до 191 млрд куб м (+0,4%). В то же время в 2017 году по сравнению с проектом бюджетной стратегии прогноз снижен на 0,3%, до 191,5 млрд куб м.
Одновременно Минэкономразвития полагает, что в озвученный период Россию ждет рост экспорта нефтепродуктов. По сравнению с уровнем, заложенным в действующим законе о федеральном бюджете, в 2015 году экспертные поставки нефтепродуктов увеличатся до 153,5 млн тонн, что на 14% больше, чем уровень, заложенный в законе. В 2016 году показатель на 14% превысит цифру, прописанную в законе – рост до 149 млн тонн, а в 2017 году – до 144,2 млн тонн, это на 16% больше по сравнению с уровнем, указанным в проекте бюджетной стратегии.
Изменение прогноза коснулось и энергетического рынка. Хотя МЭР оставило прогноз по мировым ценам на нефть марки Urals на уровне 100 долларов за баррель, в министерстве полагают, что среднегодовая цена на газ окажется меньше, прописанной в бюджете. Так, по прогнозу министерства, среднеконтрактная цена на экспорт газа с учетом стран СНГ в 2015 году составит 289,2 доллара за тысячу куб м, тогда как в бюджете заложена цена на уровне 316,6 доллара. В 2016 году показатель составит 281,5 за тыс. куб м по сравнению с бюджетными 299,7 доллара, а в 2017 году - 277,9 доллара вместо 309,4, прописанными в бюджете.
Меньше окажется и цена поставок газа на рынки дальнего зарубежья. В 2015 году они составят 316,5 за тысячу куб. м, а не 353,4, как указано в бюджете, в 2016 году – 306,6 доллара (в бюджете 328 доллара) и 301,8 доллара в 2017 году (в проекте бюджетной стратегии - 337,7 доллара).
Так как страны запада ввели против крупнейших нефтегазовых компаний РФ санкции, добыча черного золота в труднодоступных районах РФ в предстоящие годы будет затруднена, соглашается аналитик компании EXNESS Сергей Кочергин. Это, в свою очередь, приведет к снижению поставок нефти за рубеж. Кроме того, важным фактором, влияющим на экспорт российской нефти, является снижение спроса на нее со стороны Украины и ЕС, а также возобновление поставок нефти со стороны Ирака и Ливии.
В условиях, когда цены на нефть могут длительное время находиться ниже 100 долларов за баррель, переработка сырья и продажа более дорогих нефтепродуктов позволит РФ получить достаточную экспортную выручку. Таким образом, полагает эксперт, прогнозы МЭР РФ по экспорту нефти и нефтепродуктов в 2015-2017 годах являются вполне убедительными.
Что касается собственно цен на нефть, то сокращение российского экспорта «черного золота» может видоизменить глобальную сырьевую картину, полагает аналитик МФЦ Анна Линевская. Дефицита нефти в секторе не будет, поскольку передел долей рынка произойдет за счет стран-производителей с Ближнего Востока. Кроме того, картель ОПЕК вполне способна нарастить поставки нефти на те 4%, что уступит Россия. Следовательно, глобальный рынок в целом почти не ощутит спадов в российской поставке энергоресурсов. Однако для внутреннего рынка это будет иметь значительно более заметные последствия: бюджет как минимум не дополучит сырьевых доходов, цены на продукты нефтепереработки могут начать рост.
Действительно снижение экспорта нефти означает для российского бюджета снижение доходов бюджета, связанного с уменьшением поступаемой в бюджет экспортной пошлины и НДПИ, отмечает руководитель направления по финансовому рынку и налоговому праву центра «Общественная дума» Дмитрий Липатов. Причем потеря доходов может стать существенной, что приведет к росту дефицита бюджета и нехватке средств. Бюджет может потерять несколько миллиардов долларов, особенно если тенденция к сокращению экспорта будет укрепляться.
Вместе с доходами бюджета сократится и рост ВВП. Заменить выпадающие из бюджета страны доходы будет нечем, а значит, придется урезать расходы. Такое урезание коснется социальных программ, инфраструктурных проектов, выделяемых регионам дотаций, медицины, образования и других бюджетных сфер. Закредитованные регионы, которым характерен большой дефицит бюджета, может ожидать рост безработицы и невозможность расплатиться с долгами.
Само по себе снижение экспорта нефти в 2015 году не так страшно для российского бюджета, но дело в том, что по данным Центробанка уже в июне 2014 года экспорт нефти снизился на 4% по сравнению с июнем 2013 года и на 8% по сравнению с маем 2014 года. Таким образом, заключает Дмитрий Липатов, бюджет уже сейчас испытывает уменьшение доходов и сохранение этой ситуации в последующем только ухудшит положение.
Между тем, падение экспорта и одновременный рост экспорта нефтепродуктов может привести к столь давно ожидаемым структурным изменениям российской экономике, и она действительно «слезет» с «нефтяной иглы». Но вопрос этот совсем не скорый и вряд ли снижение прогноза МЭР свидетельствует именно о таком развитии событий, полагают аналитики.
Экспорт нефти и нефтепродуктов остается одним из основных источников бюджетных поступлений, так что вряд ли стоит ожидать снижения этого показателя, считает начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка Иван Фоменко. Также пока преждевременно говорить о том, что российская экономика становится менее зависимой от добычи и экспорта нефти. В целом снижение экспорта можно ожидать в случае, если на смену природным энергетическим ресурсам придут новые технологии, которые позволят полностью отказаться от добычи нефти.