К концу октября этот поиск станет в полтора раза труднее. Если сейчас на одну вакансию в нашей стране в среднем претендуют 50 человек, то через месяц их будет уже 70. А ведь еще весной все было намного спокойнее — всего 30 кандидатов на одну вакансию, подсчитали в профессиональном сообществе «Эксперты рынка труда».
Успокаивает, что Россия не одинока в этой тенденции. Весь мир столкнулся с проблемой трудоустройства, которая, по мнению директора по занятости Всемирного банка Найджел Туос, будет только усугубляться. Впрочем, у нашей страны есть неиспользованные резервы. Что успокаивает еще больше.
«Надо ввести дополнительное субсидирование в сфере ЖКХ, педагогики и медицины, — советует партнер Alex Primus Executive Search, член НП “Эксперты Рынка Труда”, Марат Яфизов, — В более масштабных объемах, а главное быстрее, выдавать земельные участки под сельское хозяйство».
Руководитель портала Superjob.ru Алексей Захаров предлагает закрыть российский рынок труда для неквалифицированных мигрантов из-за рубежа. «Полностью! Никаких квот!», — призывает эксперт. И поясняет: невозможно, привлекая дешевую рабочую силу, заставить бизнес вкладываться в инновации, повышать производительность труда, создавать хорошие рабочие места.
«Благодаря этому, кстати, зарплаты значительной части российских граждан могут еще вырасти, — продолжает Захаров. — И эти деньги останутся в стране — они будут потрачены на развитие российской экономики».
Вообще рост зарплат в последнее время замедлился. Например, в 2012 году рост стартовых зарплатных предложений кандидатам составил 9,5 процента, а в 2013 — уже 7,2 процента. Тем не менее, с учетом инфляции и ослабления рубля мы все-таки еще можем ожидать пополнения в своих кошельках.
«А вот в следующем году рост зарплат под вопросом, — предупреждает Марат Яфизов. — Мы ожидаем переход к зарплате, где переменная часть (комиссионные и премиальные) будет доминировать или почти ровняться величине гарантированного оклада».
Что касается безработицы, то, в любом случае, сегодня ситуация в России выгодно отличается от того, что происходит во многих странах. Во втором квартале у нас она снизилась на 0,5 процента и остановилась на 5 процентах. А в некоторых странах ЕС уже давно перешагнула 10-процентую отметку.
Только в странах G20 более 100 миллионов человек остаются безработными, сообщил Найджел Туос, еще 447 миллионов — это работающие бедные, которым приходится жить менее, чем на два доллара в день.
«Если говорить о глобальном масштабе, то в целом я согласен с чиновником Всемирного банка, — рассказывает аналитик “Инвесткафе” Тимур Нигматуллин. — Впрочем, подобная тенденция наблюдается достаточно давно. Рост производительности труда в мировой экономике лишает рабочих мест трудоемкие отрасли, которые сильнее всего представлены в тех странах, где драйверами роста, в которых выступают не инновации, а факторы производства».
Россию этот процесс тоже затронет, но эффект не будет сильно заметен, предполагает эксперт.
«Во-первых, свою роль сыграет демография. Снижение численности экономически активного населения способствует снижению безработицы. Тем более, российская экономика сейчас находится на стадии перехода к развитию за счет инноваций, то есть трудоемких производств в ней не так уж много», — отмечает Нигматуллин.
85