Спутник - 100 дней одиночества

 »   » 
  • Опубликованно
  • Спутник - 100 дней одиночества

Запуск портала сопровождала изрядная шумиха, вызванная атмосферой таинственности, которая окружала многолетнюю историю создания государственного поисковика. По прошествии 100 дней интерес к Спутнику упал почти до нуля, что неудивительно, ведь мерилом успеха поисковых интернет-порталов является размер аудитории, а тут Спутнику похвастать пока что нечем.

Аудитория маленькая или крошечная?

По данным LiveInternet, аудитория Спутника, запущенного 22 мая, за три месяца уменьшилась с 167,4 тыс. посетителей в мае до 16,6 тыс. в августе. Для сравнения (если такие сравнения вообще уместны), количество посетителей крупнейшего российского портала Яндекс в августе превысило 153 млн.

Представители Спутника не драматизируют падение посещаемости и, более того, приводят альтернативные данные, согласно которым популярность ресурса гораздо выше.

До запуска бета-версии Спутника к проекту было большое внимание, что позволило нам на старте получить большой поток аудитории - более полумиллиона человек в первый день, а за пару месяцев сайт посетило более 5 млн пользователей, - рассказал Интерфаксу руководитель службы внешних связей Спутника Дмитрий Чистов. - Конечно, без рекламно-маркетинговой поддержки этот стартовый бум пошел на спад, но существующего потока пользователей достаточно, чтобы успешно продолжать открытое тестирование и готовить сервис к выходу из beta-режима.

Он также сослался на данные исследовательской компании Gemius, которая смогла увидеть в мае почти миллион (944 тыс.) посетителей Спутника и 13,8 млн просмотренных ими страниц. Чистов отметил, что данные Liveinternet сложно сравнивать с реальной статистикой или выкладками исследователей из Gemius. Возможно, дело в методике подсчета и в том, что в ходе продолжающегося открытого тестирования Спутника пользователи делают большое число запросов, связанных с поиском информации на государственных сайтах, где нет счетчиков Liveinternet, - сказал Чистов.

Существенное расхождение с данными Liveinternet может объясняться тем, что Спутник находится на бета-тестировании, и коды счетчика могли слететь с ряда страниц сайта или не были обновлены, предположил российский представитель Gemius Антон Мелехов.

Впрочем, у Gemius нет статистики по Спутнику за июнь-август, так как в эти месяцы на сайт заходило менее 100 пользователей, установивших на своих компьютерах измерительные панели Gemius, добавил Мелехов.

Gemius считает количество посетителей сайтов по собственной методике (анализ трафика в комбинации с данными онлайн-панели и результатами демографических исследований), без размещения счетчиков на вэб-страницах, как это делает Liveinternet, пояснил Мелехов. Методика Gemius является стандартом для измерения интернет-аудитории в ряде стран Восточной Европы (в Польше, Чехии, Венгрии, на Украине, в Белоруссии, странах Балтии и др.) и Дании, говорится в материалах компании.

Сам Спутник информацию о количестве посетителей не раскрывает, поскольку на данном этапе проекта из этой информации сложно сделать какие-либо выводы. По словам Чистова, у портала есть небольшое ядро аудитории.

LiveInternet считает уникальных посетителей сайтов по выдаваемой браузеру специальной метке (cookie). Соответственно, если браузер не принимает cookies, то в учете посетителей он не участвует. По данным LiveInternet, причины расхождения в учете посетителей сайтов в различных статистических (рейтинговых) системах могут быть различными. Так, например, в RamblerTop100 посетители также определяются по cookies, но если браузер не принимает cookies, то посетитель тоже считается, но уже по IP-адресу.

К основным причинам несоответствия показателей в рейтинговых системах LiveInternet относит размещение счетчиков на разных наборах страниц. Также различия могут быть из-за разных систем учета - по счетчику и по анализу логов сервера. Здесь разница возникает из-за того, что не каждый запрос к серверу приходит от реального браузера - это может быть и робот поисковой системы, который счетчиковой системой не учитывается.

Ни один из способов определения посещаемости не может быть истиной в последней инстанции и даже не позволяет определить нижнюю и верхнюю границы реальной посещаемости (главным образом потому, что трудно определить, что же такое реальная посещаемость), - отмечается в материалах LiveInternet.

Спутник обещает стать лучше

В ходе бета-тестирования сервиса его разработчики рассчитывают улучшить продукт за счет обучения сервисно-поисковой платформы взаимодействию с пользователями, а также создания новых сервисов.

Кроме того, по словам Чистова, в этот период планируется провести локализацию сервисов на региональном уровне. Важно, чтобы их (сервисов) полезность и информативность не убывала с удалением от Москвы, - сказал он. - В агрегаторе новостей должны быть сообщения не только федеральных, но и региональных СМИ, а в поиске по аптекам лекарства находились и в миллионнике, и в небольшом городке.

Чистов сказал также, что перевести Спутник в продуктивную эксплуатацию планируется в следующем году. До этого ни рекламного, ни маркетингового продвижения сервиса не планируется.

Особая миссия

Создатели Спутника изначально заявляли, что перед порталом пока что не ставится задача конкурировать с крупными участниками рынка. Его миссия - приобщить к интернету 40% населения России - преимущественно жителей малых населенных пунктов. По замыслу создателей Спутника, эти люди получат интернет, простой в обращении, очищенный от вредоносного контента, полезный в быту и не требующий усилий для понимания. При этом вице-президент Ростелекома Алексей Басов отмечал, что у этой потенциальной аудитории будет другая парадигма потребления интернета - она будет использовать интернет прежде всего для решения утилитарных задач.

Спутник представляет собой сервисно-поисковую платформу, ядром которой являются поисковые технологии. Их дополняют сервисные разделы: новости, удобная Россия, умный дом, лекарства, финансы, телепрограмма и т.п.

Непосредственно созданием и эксплуатацией Спутника занимается одноименное ООО, образованное на базе команды разработчиков компании КМ Медиа. Она была приобретена Ростелекомом в 2012 году.

Сам Ростелеком называл Спутник важным элементом своей стратегии по выходу в онлайн и при этом подчеркивал, что это все же коммерческий проект, и он должен будет приносить деньги, но только после роста аудитории и улучшения качества сервисов. Точный объем инвестиций в Спутник Ростелеком не называет. В октябре прошлого года эта инвестиция оператора оценивались в $20 млн. По словам Басова, компания вложила в проект меньше, чем получила на тот момент от инвесторов компания Get Taxi ($42 млн).


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа