В этой ситуации задачей Соединенных Штатов, по всей видимости, является продавливание наиболее конфронтационного пакета решений, поскольку Вашингтону выгодно обострение российско-европейских отношений. Причем желательно, чтобы европейцы принимали меры военного характера на свои деньги - Барак Обама, вероятно, попытается переложить ряд оборонных расходов в рамках блока на самих европейцев и предложит им тратить на военные нужды как минимум 2% от ВВП (сейчас стран с такой долей в блоке лишь четыре, а по данным Washington Post у некоторых этот показатель не превышает и 1% от ВВП).
Одной из таких мер может стать, в частности, решение о размещении новых баз в странах Восточной Европы (прибалтийских государствах, а также Румынии и Польше), на которых будут базироваться силы быстрого реагирования общей численностью до 4 тысяч человек. Об этом Брюссель давно просили сами потенциальные реципиенты - в частности, Эстония. «Структура НАТО не должна предполагать деление своих членов на государства первого и второго порядка: те, на территории которых есть постоянные базы альянса, и те, где их нет», - возмущался эстонский президент Тоомас Ильвес. Визит Обамы в Эстонию, который намечен на 3 сентября, должен усилить позиции эстонского руководства в данном вопросе.
Понятно, что никакого значительного усиления обороноспособности Альянса эти базы не несут - решение если и будет принято, то в основном для того, чтобы продемонстрировать России «степень разочарования» и успокоить некоторых восточноевропейских лидеров, которые постоянно жалуются Брюсселю на серьезность российской угрозы и даже призывают расторгнуть Основополагающий акт НАТО - Россия, ограничивающий количество военнослужащих, которых НАТО имеет право размещать на территории государств бывшего Варшавского договора. Однако если некоторые лидеры считают, что российское руководство «проявит понимание» относительно мотивов размещения баз, то они ошибаются. История приучила Россию крайне болезненно реагировать на любое усиление военного потенциала враждебного государства или группы государств возле ее границ. Так, в Москве к антироссийской риторике Обамы и возможным антироссийским решениям на саммите относятся очень серьезно, и не исключают того, что НАТО помимо деклараций пойдет и на практические шаги по усилению своего военно-технического потенциала. В частности, по словам заместителя секретаря Совета Безопасности РФ Михаила Попова, речь может пойти о «развитии глобальной системы ПРО, принятии новых стратегических концепций применения войск и сил, разработке принципиально новых средств вооруженной борьбы, в том числе гиперзвукового оружия». В этой связи в министерстве обороны не исключают принятия новой военной доктрины России, которая будет включать изменение военного планирования, усиление западной группы войск и увеличение военных расходов. Что касается последнего пункта, то тут «для нас в этом хорошего мало, учитывая, что мы уже на третьем месте в мире по тратам на оборону (после США и Китая) а наша экономика стагнирует, - говорит Эксперту Online зам.директора Центра европейских и международных исследований Высшей школы экономики Дмитрий Суслов - Однако нужно понимать, что это новая реальность системы безопасности в Европе».
Кроме того, потакание русофобской линии восточноевропейских государств может лишь усилить линию Москвы на недопущение вхождения в НАТО Грузии, Украины и Молдавии. Впрочем, как раз в этом вопросе страны НАТО, скорее всего, проявят должное понимание реальности. Так, по мнению некоторых экспертов, вряд ли Европа оценит идею США относительно того, чтобы под предлогом конфликта на Украине ускорить процесс интеграции ряда стран постсоветского пространства в Альясн. «Накануне саммита ведущие политики стран НАТО, в том числе и Андерс фог Расмуссен, прямо говорили, что никакого Плана действий по членству Киев и Тбилиси на саммите не получат. В качестве компенсации Грузии обещали расширенный план сотрудничества, создание в стране натовского тренировочного центра а также согласование совместного плана учений. Украине не дадут и этого - страны НАТО лишь могут пообещать не мешать отдельным своим членам поставлять оружие киевскому правительству», - считает Андрей Сушенцов. По мнению экспертов, процесс расширения Альянса ускорится, но не за счет Украины и Грузии, а за счет балканских стран (ближе всего к этому Черногория). Подобный вектор особых угроз безопасности России не несет.