Санкции бьют по бондам

 »   » 
  • Опубликованно
  • Санкции бьют по бондам

Помимо этого, Еврокомиссия предложила распространить запрет на продажу высокотехнологичной продукции в сфере энергетики, ограничив ее использование только сервисными контрактами, а также полностью запретить экспорт товаров двойного назначения для всех импортеров, а не только для оборонных предприятий. Кроме того, некоторые страны предлагают включить министра обороны РФ Сергея Шойгу в список лиц, которым запрещен въезд в Евросоюз и чьи активы в ЕС должны быть заморожены. Некоторые европейские страны также предложили ограничить участие России в культурных, экономических и спортивных мероприятиях. Новые санкции ЕС против РФ могут быть согласованы с другими странами G7: США, Канадой и Японией. При этом Еврокомиссия не рассматривает возможность отключения России от системы международных переводов SWIFT, сочтя этот шаг слишком радикальным.

Во внешнеполитической службе Евросоюза отказались комментировать сообщения СМИ о содержании возможных новых санкций ЕС против России, заявив, что работа над ними еще не завершена. Ранее министр иностранных дел Италии Федерика Могерини, назначенная новым верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности, говорила, что новые санкции будут одобрены до пятницы.

В наибольшей степени новые санкции повлияют на российскую финансовую систему. Экономика столкнется с удорожанием денег, отток капитала может увеличиться, а инвестиционный процесс замедлится, уверены эксперты. Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов напоминает, что общий внешний корпоративный долг российских компаний достигает $650 млрд. Из них доля банков составляет порядка $250 млрд. Отказ от рефинансирования внешнего долга, по его мнению, может увеличить отток капитала до $200 млрд и вызвать массовые банкротства. «Российские госбанки - основные заемщики на внешних рынках, так что секторальные санкции будут иметь серьезные последствия для финансовой системы в долгосрочной перспективе. При этом мы сомневаемся, что эмитенты, не включенные в санкционные списки, в ближайшее время смогут выйти на внешние рынки долга», - считает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Ольга Стерина.

Напомним: Евросоюз 31 июля закрыл доступ к финансовым рынкам, запретил продажу облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских акционеров пяти российским кредитным организациям, в том числе Сбербанку и ВТБ. Санкции действуют год с возможностью пересмотра через 3 месяца. Накануне Сбербанк, Газпромбанк, Альфа Банк и ВТБ предупредили инвесторов о том, что могут стать объектом санкций Запада. Сбербанк и Альфа-банк в проспектах к размещению еврооблигаций также признались потенциальным покупателям своих евробондов в том, что оказывают услуги лицам, попавшим под санкции США и ЕС, однако заверили, что объем таких операций незначительный.

Если отношения с попавшими в санкционные списки клиентами станут существенными, Сбербанк, вероятно, не сможет совершать транзакции с клиентами из США и ЕС, а также привлекать финансирование на международных рынках капитала; новые санкции могут привести, в том числе к тому, что само получение выплат по бондам станет для инвесторов наказуемым, говорится в проспекте Сбербанка. Аналогичные риски описывали и другие банки. Возможные последствия санкционных мер - закрытие доступа к международному финансированию и даже дефолт по долговым обязательствам, предупреждал Газпромбанк.

В проспекте группы ВТБ к размещению евробондов от 16 июня ничего не сказано о том, есть ли у нее клиенты, попавшие под действие санкций. При этом банк предупредил инвесторов, что распространение санкций на группу или ее участников вероятно.

Некоторые эксперты предлагали для подпитки «забаненных» банков и компаний искать средства на азиатских рынках, а также использовать инструменты заимствований Минфина - попытаться разместить за рубежом евробонды РФ. Но вскоре страна, похоже, лишится и этой возможности. Впрочем, аналитики Райффайзенбанка напоминают, что на рынок евробондов Россия и до этого выходила очень редко, поэтому запрет инвестиций в новые суверенные бонды РФ окажет наиболее негативное влияние на облигации федерального займа. «По данным ЦБ, доля нерезидентов на рынке ОФЗ составляла на 1 июля 25,6% или 945 млрд рублей ($25,3 млрд), из которых может быть продано до 2/3 вследствие косвенного эффекта санкций (примерно такой объем пришел на рынок при его либерализации). По оценкам ЦБ, при изменении вложений нерезидентов в ОФЗ на $1 млрд доходность длинных бумаг (со сроком до погашения больше 10 лет) увеличится на 5-10 б.п., а среднесрочных (5-7 лет до погашения) на 25-50 б.п. Таким образом, в худшем сценарии произойдет сдвиг доходностей вдоль всей кривой ОФЗ вверх на 150 б.п. (±50 б.п.)», - предупреждают они.

По мнению экспертов, ключевыми покупателями госбумаг в условиях отсутствия притока пенсионных накоплений могут выступить лишь российские банки, ориентирующиеся, главным образом, на маржу над ставкой РЕПО (до либерализации рынка по длинным ОФЗ она составляла 250-300 б.п., а сейчас 190 б.п.). «Как следствие, в ОФЗ присутствует потенциал для дальнейшего роста доходностей, которому также способствует ожидание повышения ключевых ставок», - полагают в Райффайзенбанке. Для Минфина отсутствие нерезидентов в качестве покупателей госбумаг заметно осложнит (как минимум, сделает более дорогим) финансирование федерального бюджета, который в 2015 году планируется свести с дефицитом (около 328 млрд рублей). Кроме того, могут возникнуть проблемы с рефинансированием погашаемых бумаг (276 млрд рублей - ОФЗ, $2 млрд - евробонды, 200 млрд рублей - ГСО). «Этот вопрос может быть решен за счет урезания неэффективных расходов и повышения доходов (увеличение налогов, дополнительные незапланированные доходы от более сильного ослабления рубля/высокой цены на нефть). В крайнем случае, могут быть задействованы госфонды (6,2 трлн рублей)», - предлагают они.

Начальнику аналитического управления банка БКФ Максиму Осадчему запрет на иностранные заимствования для государства не представляется критичным, поскольку уровень госдолга не превышает 10,8% от прогнозируемого объема ВВП. «Запад нащупывает уровень неприемлемых для нас потерь, стараясь при этом не ввергнуть страну в кризис, поскольку российский кризис ударит бумерангом по Европе», - заявил он «Эксперт Online». При этом по словам аналитика, заменить европейские рынки заимствований азиатскими быстро не получится, поэтому, вероятно, нас ожидает рост налогового бремени для покрытия расходов бюджета. «Впрочем, если нельзя занимать за рубежом, то есть еще один источник средств – Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Там находятся, например, американские госбумаги на десятки миллиардов долларов, которые могут быть арестованы в случае ужесточения санкций. Можно сыграть на упреждение и продать их», - предлагает Максим Осадчий.

Между тем международное рейтинговое агентство S&P полагает, что российские компании смогут справиться с влиянием санкций на показатели кредитоспособности. Эксперты S&P оценивают ликвидность большинства российских компаний как «адекватную». Кроме того, среди всех российских корпоративных эмитентов, которые имеют рейтинги агентства, доля компаний с «адекватными» показателями ликвидности по-прежнему превышает 80%. «Это объясняется тем, что большинство российских компаний извлекло уроки из финансового кризиса 2008 года, во время которого дефицит ликвидности на рынке спровоцировал ряд дефолтов. За последние несколько лет российские компании сумели увеличить сроки привлечения долговых инструментов, в результате оказались менее подвержены риску рефинансирования, так как доля обязательств, подлежащих погашению в каждом наступающем году, уменьшается. В то же время в качестве резерва все более активно используются подтвержденные кредитные линии, что также способствует поддержанию «адекватных» показателей ликвидности», - указывают аналитики S&P.

Кроме того, в агентстве считают, что западные санкции не повлияли и на операционные показатели российских компаний. «Даже для компаний нефтяного сектора, в отношении которых также действует запрет на поставки технологий, непосредственный краткосрочный эффект санкций ограничен. Российские операторы розничных сетей также, скорее всего, смогут справиться с влиянием ответных санкций на их деятельность», - говорится в сообщении S&P. На прошлой неделе агентство заявило, что энергетические санкции США и ЕС не окажут существенного влияния на российский ТЭК. Россия обладает большими запасами углеводородов, добываемых традиционными способами, а львиная доля нефтегазовых проектов, в которых требуется использование новейших методов добычи сырья, находится лишь в зачаточной стадии, поясняли они.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа