Как готовится к дате «Ч» город-герой Волгоград? Какова роль частного бизнеса в волгоградском «котле» и на какие «чудеса» в рамках подготовки к мундиалю может рассчитывать городская инфраструктура? Собеседник портала OBLVESTI.RU — куратор подготовки Волгограда к ЧМ-2018, вице-премьер правительства Волгоградской области Роман Гребенников.
— Роман Георгиевич, на каком этапе в настоящее время находится подготовка к чемпионату мира по футболу? Приходится порой слышать, что Волгоград не успеет подготовиться, и право проведения матчей передадут какому-либо другому городу, например, Краснодару. Есть ли основания для таких разговоров?
— Подготовка к мундиалю сегодня на стадии завершения второго — ключевого — этапа проектирования стадиона. По его окончании будут сформулированы важнейшие особенности, просчитана инженерия и проект будет полностью подготовлен для сноса старого стадиона и начала постройки нового. Нет никаких оснований говорить о том, что Волгоград не успеет подготовиться к чемпионату. Как правило, когда говорят о том, что мы не успеем подготовиться, не приводят ни одного аргумента. Сколько грязи было вылито на тех, кто готовил Сочинскую Олимпиаду! Однако, как только россияне собственными глазами увидели, что на Красной Поляне действительно создали мощнейшую инфраструктуру, современный кластер для отдыха, вся критика отпала сама собой. Более того, не надо путать — Краснодар к чемпионату не готовится, а делает свой стадион. Независимо от мундиаля такой объект Краснодарскому краю необходим. Честно говоря, и Волгоградской области стадион нужен независимо от чемпионата. Даже если бы последнего в 2018 году не было, мы бы не стали смотреть на разрушающуюся главную спортивную арену региона. Она должна быть реконструирована в любом случае. Другое дело, что бюджет Краснодарского края позволяет самостоятельно строить подобного рода объекты, а бюджет нашего региона такие объемы финансирования, которые предусмотрены в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, конечно, осилить самостоятельно не может. Мы интегрированы в федеральную программу и в рамках этих ресурсов будем осваивать 24 миллиарда рублей, где 9 миллиардов — федеральные средства, 3 миллиарда — региональные, 1 миллиард — расходы городского бюджета Волгограда и еще порядка 11 миллиардов рублей — частные инвестиции.
— А интерес со стороны инвесторов есть?
— За счет частного капитала нам предстоит построить прежде всего одиннадцать гостиниц, а также провести масштабную реконструкцию аэропорта, где будет освоено порядка 4 миллиардов рублей. И интерес инвесторов к этим проектам действительно есть. Еще ни один из них, кто ранее высказался или дал заявку построить тот или иной объект, связанный с инфраструктурой ЧМ-2018, не отказался и не ушел в сторону. Да, многое еще предстоит сделать, но мы идем точно по графику. На дворе — начало 2014 года. Чемпионат будет проходить в 2018-м. Всему свой срок. Инвесторы, заинтересованные в окупаемости проектов, ориентируются на год проведения чемпионата. В свою очередь, региональная власть оказывает им всяческое содействие — начиная с преференций сетевикам и заканчивая льготами по налогу на имущество и землю. Мы понимаем их риски, поэтому все инвесторы, кто начинает в рамках подготовки к чемпионату мира строить площадки, включены в состав налоговых льготников. Кроме того, мы регулярно выезжаем с министрами на объекты, решаем возникающие вопросы крайне оперативно. Мы все делаем, чтобы каждый объект, где ведется строительство, был возведен по плану. У нас достаточно времени, чтобы ввести объекты в эксплуатацию. И это не только по тем проектам, где задействован частный капитал, но и по всем инфраструктурным объектам.
— Льготами и иными преференциями могут воспользоваться все инвесторы без исключения?
— Налоговыми и арендными послаблениями может воспользоваться каждый инвестор, прошедший экспертный совет при Минэкономики.
— На недавнем совещании в Москве с руководством Минспорта РФ и ФГУП «Спорт-Ин» обсуждались рабочие моменты, необходимые для завершения процедуры оформления документации. Какие «горячие точки» были обозначены в рамках совещания?
— Нас сейчас беспокоит несколько вопросов. Прежде всего, за чей счет будет происходить снос Центрального стадиона, вынос сетей и подготовка инженерной системы. Я думаю, что в самое ближайшее время мы придем к абсолютному пониманию того, кто будет это финансировать и какой порядок определения подрядчика предпочтителен. Конечно, нам бы хотелось, чтобы наименьшая нагрузка легла на областной бюджет, и строительство подстанции по электроснабжению будущей спортивной арены было произведено в рамках федеральных программ МРСК. Хотелось бы также, чтобы застройщик самостоятельно нес все расходы по сносу существующего стадиона. Насколько наши желания сочетаются с возможностями федерального центра — вопрос пока открытый. Сейчас он находится на стадии переговоров. Мы отрабатываем все моменты, необходимые для завершения процедуры оформления документации, в рабочем режиме с министерством спорта России и главным разработчиком проекта — ФГУП «Спорт-Ин».
— В прессе прошла информация, что стоимость работ по демонтажу стадиона может достигнуть 7 миллионов долларов. При том что некоторые эксперты вовсе считают неудачным выбор места будущей арены для ЧМ-2018 из-за дороговизны демонтажа Центрального стадиона, ограниченной, в том числе правами частной собственности, нехваткой территории для строительства транспортных развязок и т.д. Где правда?
— Я не берусь сейчас оценивать объективность выбора места стадиона. Его сделали предыдущие региональные руководители. У меня, конечно, своя позиция, однако считаю, что «махать после драки кулаками» бессмысленно. Нужно исполнять данные указания, тем более что решение по размещению новой спортивной арены на месте нынешнего Центрального стадиона согласовано с ФИФА и оргкомитетом «Россия-2018». Могу сказать лишь одно, мы все сделаем для того, чтобы, во-первых, плавно перейти от элементов демонтажа к сносу, за счет чего значительно удешевим реконструкцию главного спортивного объекта Волгограда. Во-вторых, уже этой весной определимся с подрядчиком на снос, право выбора которого напрямую зависит от того, кто будет снос финансировать. Эта определенность касается не только нашего региона, но и всех территорий, реализующих свои проекты к чемпионату мира по футболу. И наши проблемы еще не самые большие — больше затрат, например, в Ростове, где возводят стадион «с нуля». Конкретная стоимость сноса будет понятна после согласования проекта с госэкспертизой.
— А когда это произойдет? Предполагалось, что уже до конца февраля проект главного спортивного объекта для проведения в Волгограде игр ЧМ-2018 — стадиона на 45 тысяч зрителей — будет сдан в государственную экспертизу.
— Мы настаиваем — сдать все, чтобы проект был сдан вовремя. Сегодня он готов на 95%. Но есть объективные причины, связанные с «бумажной» частью подготовки проекта, которые могут создать люфт во времени. В частности, до конца февраля ФГУП «Спорт-Ин» может не успеть получить какую-то часть документации от своих подрядчиков-проектировщиков. Или могут задержать эксперты, отвечающие за природоохранную зону Мамаева кургана. Последние — люди творческие и не всегда укладываются в сроки. Однако ключевая работа по подготовке проекта стадиона уже закончена. Если мы сдадим в марте, трагедии никакой не случится. Стадион будет сдан в эксплуатацию в 2017 году — это основное.
— В целом каковы сегодняшние позиции Волгограда в рейтинге городов — участников чемпионата?
— Очень позитивные! Мы вторыми после Самары сдаем проект стадиона на госэкспертизу, третьими из одиннадцати регионов-участников приняли региональную программу по чемпионату, согласовав ее с двенадцатью федеральными ведомствами. Иными словами, мы идем в передовиках.
— Есть ли у Волгограда градостроительные преимущества перед другими участниками чемпионата?
— Мы — футбольный город. Город футбольной инфраструктуры и биографии, с серьезными футбольными клубами — «Ротор», известный на всей территории России и даже за рубежом, клуб «Олимпия». Выходцы из Волгограда не раз успешно проявляли себя на общероссийских аренах. Кроме того, Волгоград — город-миллионник. Много ли таких в нашей стране? Вышеупомянутый Краснодар не является миллионником. В этой связи губернатор и региональное правительство делают все от них зависящее, чтобы мы полноценно этот шанс реализовали. В рамках чемпионата мира по футболу мы пытаемся не только подготовить спортивную, но и преобразовать в лучшую сторону всю коммунальную и сетевую инфраструктуру города. Формально к проведению чемпионата строительство стратегических для региона объектов — Третьей Продольной магистрали, рокадной нулевой дороги, третьей очереди скоростного трамвая и реконструкция Первой и Второй Продольной — прямого отношения не имеет. Но мы понимаем, что эти «артерии» должны быть проложены к мундиалю, скоростной трамвай должен ходить до университета. Мы делаем все, чтобы город преобразился. В этой ситуации мы видим подготовку к чемпионату своеобразным «локомотивом» развития региональной экономики в целом. Но в то же время мы понимаем, что чемпионат — это не панацея от всех муниципальных проблем, он не станет для Волгограда «манной небесной», после которой территория преобразится как по взмаху волшебной палочки. Чемпионат — это инфраструктура спортивных объектов и гостиницы, позволяющие туристам посетить их в нужный момент. Надо работать без привязки к мундиалю, и только тогда будет результат. Сочинские власти не ждали Олимпиады, а работали в рамках своего городского направления регулярно, они смогли проявить свою эффективность. Отсюда и такой результат. Иными словами, к предстоящему чемпионату предстоит потрудиться не только региональной, но и муниципальной власти. Причем последним привязываться к дате мундиаля не стоит. Улучшать город следует ежегодно — ремонтировать дороги надо и в 2015-м, и в 2016-м, и в 2017-м годах, и даже после чемпионата.