Россия со ставкой налога на прибыль в 20% делит 19-25 места из 38 вместе с такими странами как Азербайджан, Армения, Исландия, Казахстан, Финляндия и Хорватия. В целом у нас, как у еще 23 стран рейтинга уровень налога на прибыль компаний ниже среднего по Европе (21,9%). Однако следует отметить, что в числе стран со сравнительно низким уровнем ВВП на душу населения (ниже 20 тыс. долларов) Россия обладает одним из самых высоких налогов на прибыль — выше он только в Эстонии, Словакии и Венгрии.
Но Минфин России даже такой налог не устраивает. Он уже разработал проект закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и закона РФ «О таможенном тарифе», в котором предлагает внести изменения в Налоговый кодекс, касающиеся размеров налоговых ставок. В частности, законом предполагается установить по налогу на прибыль ставку в размере 13% по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций вместо действующей ставки 9%.
Между тем, самый низкий налог на прибыль в Болгарии – ставка налога в этой стране равняется 10%. Чуть выше в рейтинге со ставкой в 12% расположилась Молдова. У популярного среди бизнесменов Кипра налог на прибыль немного больше — 12.5%. В число стран с самыми низкими налогами попали также Ирландия (12.5%), Латвия и Литва – в этих странах налог составляет 15%.
По росту ставки корпоративного налога на прибыль за последние три года лидируют Молдова с ростом ставки на 12 процентных пунктов, но при этом следует отметить, что такое повышение состоялось 1 января 2012 года, а до этого момента ставка налога в стране была нулевой. Также существенно увеличила налог на прибыль Греция (на 6 п.п.), которая таким образом решала свои бюджетные проблемы, и Франция (3.6 п.п.). Всего с 2011 года увеличили ставку 7 стран из 38 представленных в рейтинге. Снижение ставки наблюдалось у 8 стран, максимальным оно было у Белоруссии и Финляндии – на 6 процентных пунктов.
Рейтинг свидетельствует о том, что прибыль, то есть основная цель любой предпринимательской деятельности, подвержена налоговому давлению со стороны различных государств. И хотя уровень ставки налога на прибыль не является однозначной характеристикой уровня налоговой нагрузки и степени стимулирования бизнеса со стороны того или иного государства, поскольку бизнесмены различных стран могут в значительной мере подвергаться фискальному давлению за счет других налогов, определенные выводы тут сделать можно.
Как показывают результаты рейтинга, в лидерах оказались государства с достаточно высоким уровнем экономического развития, и как следствие, с высокой социальной нагрузкой на бизнес, а также наиболее проблемные государства еврозоны, испытывающие проблемы с бюджетным дефицитом. Замыкают рейтинг преимущественно страны с развивающейся экономикой, в которых налоговые стимулы для компаний более важны, а также страны, в которых рост налоговой нагрузки на прибыль может привести к существенному оттоку бизнеса в «теневой» сегмент экономики.
Так что результаты, полученные РИА Рейтинг, свидетельствуют о том, констатируют эксперты, что налог на прибыль, по крайней мере, не является «тормозом» для экономики государства – в развитых странах Европы его уровень выше, чем у более слабых экономик. Самый высокий уровень налогообложения прибыли предпринимателей среди бывших стран СССР у Эстонии (21%), самый низкий, как уже говорилось, несмотря на самый большой рост в Молдове.
Причины экономических кризисов могут быть различными – от экологии до революции, напоминает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Однако их результат примерно одинаков и выражается с начала в падении доходов, а потом и в убытках компаний. Разумеется, от этого сокращаются поступления в бюджет государства, начинаются массовые увольнения и так далее. В таких условиях правительству очень сложно согласиться на снижение налогов. Конечно, бизнесу станет легче, но это будет после, а деньги для социальной поддержки нужны сейчас. Иначе недовольство население гарантировано. Всё это мы сейчас наблюдаем во Франции, где в понедельник из-за экономических проблем правительство ушло в отставку.
Что касается конкретно лидера рейтинга Франции, то правительство ничего не смогло объяснить и ушло в отставку – ранее оно как раз и увеличило налоги. Да так, что к нам в Россию сбежал известный актер Депардье. Сейчас же стало понятно, что высокая фискальная нагрузка не дает французской экономике развиваться. То есть с ростом налогов сокращаются денежные поступления в бюджет из-за падения доходов и занятости.
Увеличивая налоговую нагрузку, власти, прежде всего, преследуют цель быстрого и количественно устойчивого наполнения бюджета: на фоне стагнации экономики и общего спада внутри страны вариантов активизировать бюджетные поступления не так много, указывает аналитик МФЦ Анна Линевская. Решение совершенно нерациональное, оно спровоцирует уход части бизнеса в тень, чтобы сэкономить на налогах, но реально работающих механизмов у правительства действительно немного. Стандартно в кризисное время компании нуждаются в налоговых послаблениях, но Россия не использует этот опыт восстановления экономического импульса.
На данном этапе оптимальной ставкой налога с продаж в России партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов считает 15-17%, чтобы простимулировать развитие бизнеса, обновление производственных фондов и появление новых инвестиционных проектов. Освободившиеся от налога средства могли бы быть направлены именно на эти цели. Возможно, при более сниженной ставке налогоплательщики использовали бы меньше схем налоговой оптимизации и меньше бы совершали налоговых правонарушений, пытаясь скрыть часть своей прибыли от налогов. Бюджет бы от этого не пострадал.
Впрочем, уверен Лукашов, в нашей стране таких острых проблем пока быть не должно, хотя из-за санкций рост ВВП существенно замедлится. Продажи минеральных ресурсов обеспечивают примерно треть доходов российского бюджета за счет НДПИ и таможенных пошлин, а доля налога на прибыль составляет всего 9%. Пока мировые цены на сырье остаются высокими, правительству надо ещё умудриться испортить экономику.
И все же введение высоких налогов на бизнес просто приведет к уходу этого бизнеса в тень, возражает эксперт центра «Общественная дума» Павел Ивченков. Слишком высокая налоговая нагрузка замедлит темпы развития бизнеса, уменьшит конкуренцию, не даст развиваться малому бизнесу. В результате на рынке останутся крупные игроки и только немного средних и мелких. Положительных результатов это не даст.
Так что какой-то общемировой ставки оптимального налога на прибыль не существует и не может быть, потому что нельзя рассматривать этот налог отдельно от всей налоговой системы, а в каждой стране она своя. Если бизнес платит много налогов, то ставка налога на прибыль не должна быть высокой, ну а если других налогов мало или они незначительны, то и налог на прибыль можно поднять. Плюс надо смотреть, что за страна, уровень ее экономического развития и качество налоговой дисциплины.