В частности, среди экономических факторов, которые формируют курс, обстоятельства таковы, что впервые за последние пять лет по данным этого полугодия у нас позитивное торговое сальдо экспорта-импорта, иными словами, мы впервые стали больше экспортировать, чем ввозить в страну. Это объясняется тем, что мы резко сократили импорт российских энергоносителей и сальдо вышло в плюс на целых 500 миллионов долларов. Это значительный показатель. Второе экономическое обстоятельство: за последние пять месяцев, как никогда раньше, Украина из разных источников (МВФ, Мировой банк, ряд европейских стран) получила 5 миллиардов долларов. Такого никогда не было в нашей истории – чтобы к нам на рынок пришло столько валюты. Это те экономические обстоятельства, которые явно должны дать укрепление гривны.
И даже военно-политические обстоятельства благоприятствуют стабилизации национальной валюты. Например, часто причиной девальвации называют фактическую войну в государстве. Но это не настолько важный показатель, куда важнее тенденция конфликта. В последние три месяца тенденция очевидно позитивна: АТО идет успешно, украинские военные и силовики постепенно освобождают Донбасс от террористов 1000 , кроме того, начался уже переговорный процесс по данному вопросу на самом высоком уровне. Уже один этот факт должен нам дать стабилизацию курса национальной валюты.
Однако гривна в своем падении не останавливается, а обваливается с каждым днем все больше. В чем же причина такого резкого обесценивания нацвалюты? Учитывая все рыночные факторы, можно сделать один вывод – на валютном рынке Украины происходит масштабная валютная спекуляция на войне, я бы сказал даже – валютная афера. К сожалению, сам регулятор – Национальный банк – является одним из участников этой спекуляции! Притом, это характерно было и для прошлого руководства НБУ, и для нынешнего!
В чем проблема? Во-первых, Нацбанк не делает ничего для того, чтобы приструнить спекулянтов – экспортеров, банкиров и просто мелких и средних участников рынка. Во-вторых, Нацбанк подпитывает эту спекуляцию, когда выдает банкам рефинансирование! Беда в том, что банки эту рефинансированную гривну используют не на оздоровление своих банковских структур, а несут эти деньги на валютный рынок, чтобы еще заработать на курсовых колебаниях, вкладывая в валюту, и таким образом еще раскручивают спрос на иностранные валюты, что приводит к еще большей девальвации гривны. В результате мы имеем то падение, которое можем наблюдать в последние дни.
К сожалению, спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации практически нереально. По той причине, что нельзя спрогнозировать и понять логику действий НБУ. Этому способствует то, что ни предыдущее руководство Нацбанка, ни нынешнее до сих пор не презентовало официальную валютную политику регулятора, то есть, все происходит в ручном режиме, и на данный момент этот ручной режим работает не в интересах национальной валюты.