Новый президент, старые задачи

 »   » 
  • Опубликованно
  • Новый президент, старые задачи

Выборы в непризнанной республике, как и ожидалось, не были признаны ни Европой, ни Грузией. «ЕС поддерживает территориальную целостность и суверенитет Грузии ... и не признает конституционные и юридические рамки, в которых проходили эти выборы», - говорится в официальном заявлении Евросоюза. А грузинский МИД назвал выборы «неуважением и нарушением фундаментальных принципов международного права, в первую очередь принципов суверенитета государств, территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ». Однако для абхазов это не имеет особого значения - для них главное то, что выборы были признаны со стороны Москвы, которая может быть довольна итогами голосования. Конечно, на нем в принципе не было антироссийских кандидатов - все прекрасно понимают, что Россия является основным донором и гарантом безопасности непризнанной республики.  Разница была лишь в степени их управляемости со стороны Москвы. И Рауль Хаджимба считается как раз «управляемым».

Москва от нового президента Абхазии просит немного, в общем-то то же, что и электорат - эффективного расходования выделяемых средств, а также сохранения общественно-политической стабильности в республике . Напомним, что бывший президент Александр Анкваб так и не смог выстроить на российские деньги действующую экономику, хотя экономический потенциал у Абхазии есть (в отличие от той же Южной Осетии). Особенно в сферах сельского хозяйства и туризма. Деньги откровенно разворовывались, и Москва в этом году уменьшила финансовые дотации в республику почти в четыре раза. Более того, Анкваб стал серьезным раздражителем для абхазских элит - прежде всего из-за его авторитарного стиля принятия решений. Поэтому когда против него начались массовые демонстрации, особой поддержки в обществе он не получил.

Сейчас от нового президента помимо решения социально-экономических задач будут, конечно, ждать подвижек в области абхазско-грузинских отношений. Некоторые грузинские политики и политологи весьма пессимистично оценивают сложившуюся ситуацию. В стране существуют  опасения, что «крымский прецедент» изменит отношение России к непризнанным республикам на постсоветском пространстве. И в этом ключе избрание лояльного Москве Рауля Хаджимбы может стать началом процесса официального вхождения Абхазии в состав России.

В реальности же подобный вариант выглядит пока маловероятным. Прежде всего потому, что Крым все-таки был уникальным случаем - это не просто часть территории, а один из важнейших для российского сознания символов, ради возврата которого Москва была готова идти на любые жертвы. В отношении Абхазии и Южной Осетии такой готовности нет. Более того, их включение в состав России вызовет серьезное обострение отношение с Грузией (правительство которой взяло курс на примирение с Россией) и Европой (с которой Москва вроде как находит modus vivendi по Украине). Наконец, включение Абхазии и Южной Осетии в состав России станет доказательством того, что Москва начала полномасштабную политику по физическому собиранию земель, и это вызовет серьезные проблемы внутри Таможенного Союза, особенно с Казахстаном. Так что весьма вероятно, что Россия и в дальнейшем будет поддерживать независимый статус отколовшихся от Грузии территорий, оставляя грузинам надежду на их возврат и тем самым влияя на процесс принятия решений в Тбилиси.

Поэтому более рациональные грузинские политики считают, что Абхазии и Грузии нужно пользоваться моментом и делать шаги навстречу друг другу.  «Кто бы ни стал лидером абхазского общества, лично я считаю, что надо с любым из них найти общий язык, в первую очередь нам, грузинской стороне, потому что мы должны примириться с абхазским населением, с абхазским народом, народом, который живет на территории Абхазии. И только мирным путем найти разрешение тех проблем, которые разделяют сегодня грузинский и абхазский народы», - заявил министр Грузии по делам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили. Но для этого Тбилиси нужно пытаться реализовывать с абхазской стороной различные проекты и соглашения, через которые и возможно создание атмосферы доверия между сторонами. 

В политической сфере подобные меры реализовывать крайне непросто - слишком много «красных линий» существует у обеих сторон. «Так, вопрос подписания соглашения о неприменении силы, который обсуждается в Женеве, становится с каждым днем все более щекотливым и труднорешаемым, - говорит Тато Хундадзе. - Стороны не отходят от первоначальных позиций и не стараются найти компромисс, поскольку боятся, что их уступки не встретят понимание со стороны собственного электората. И без активного участия России и ее желания присоединиться к подписанию этого соглашения (чего Москва не хочет, поскольку отказывается официально считаться стороной конфликта - Эксперт Online) ситуация вряд ли изменится». Поэтому стороны должны прежде всего сосредоточиться на реализации проектов в социально-экономической сфере. Одним из них может стать, в частности, возобновление железнодорожного сообщения через Абхазию с дальнейшим выходом на Армению, в котором заинтересована Москва. 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа