В Белоруссии идет общественное обсуждение законопроекта «О борьбе с коррупцией», разработанного Генеральной прокуратурой по распоряжению Александра Лукашенко. Законопроектом, в частности, предлагается лишать чиновников, просто заподозренных в коррупции, имущества и пенсий, причем доказывать их виновность следователям даже не придется: достаточно самого факта явного превышения стоимости имущества над официально задекларированными доходами.
В преддверии каждых президентских выборов белорусский президент традиционно поднимает тему коррупции, которая помогла ему прийти к власти еще в 1994 году. За год до очередного голосования в Белоруссии вновь активизировалась антикоррупционная риторика. 11 августа Лукашенко анонсировал проект нового закона по борьбе с коррупцией. Вскоре он был опубликован для общественного обсуждения, в качестве автора законопроекта указана Генеральная прокуратура. Принять закон «О борьбе с коррупцией» предполагается на осенней сессии белорусского парламента.
Всего за 20 лет правления Лукашенко подписал 67 законов и различных нормативных актов, направленных на борьбу с коррупцией. Нынешний, 68-й по счету, закон, однако, предусматривает более жесткие меры, чем любой из предыдущих.
Дмитрий Костюкевич, и. о. начальника управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью Генпрокуратуры Белоруссии, так прокомментировал законопроект: «Мы взяли из международного опыта то, что можно взять применительно к нашему законодательству. Достаточно революционная, по нашему мнению, заложена позиция в проект закона об изъятии имущества, приобретенного за коррупционные доходы».
Речь идет о том, что после принятия закона ежегодно декларировать доходы и имущество должны будут не только должностные лица, занимающие ответственное положение, и лица, поступившие на госслужбу путем избрания, но и совместно с ними проживающие супруги, дети и близкие родственники. Если при проверке деклараций выявится явное превышение стоимости имущества и иных расходов над доходами, которые получены из законных источников, в таком случае имущество может быть по иску прокурора безвозмездно изъято или взыскано по решению суда в доход государства.
%Фактически следователям даже не придется проводить дополнительного антикоррупционного расследования - достаточно самого обнаруженного несовпадения.
Как считает экс-председатель Верховного Совета Белоруссии, генерал-лейтенант милиции в отставке Мечислав Гриб, такой подход нарушает прописанную в Конституции страны презумпцию невиновности. Да и в целом очередное переписывание законов без переформатирования власти не приведет к снижению коррупционных преступлений, убежден он.
Также по новому закону, если чиновник дискредитировал себя на прежнем месте, он в дальнейшем не сможет занимать ответственный пост – в том числе и в коммерческих структурах, не связанных с государством. Кроме того, после принятия закона белорусский госслужащий, идя на преступление, будет рисковать и своей будущей пенсией.
Общественное обсуждение законопроекта развернулось на фоне целой серии демонстративных и громких коррупционных дел.
Так, несколько дней назад верхняя палата белорусского парламента лишила неприкосновенности сенатора Анну Шарейко, после чего она была задержана. Она руководила образцовой «Витебской бройлерной птицефабрикой» и совершенно неожиданно стала фигурантом уголовного дела.
Ситуацию разъяснили в Генпрокуратуре. «В июне Генеральной прокуратурой возбуждено уголовное дело в отношении ряда должностных лиц ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» по фактам злоупотребления ими служебными полномочиями, – сказано на сайте ведомства. – Установлено, что они на протяжении нескольких лет, будучи в составе конкурсной комиссии, принимали решения о закупках кормов и кормовых добавок у иностранной коммерческой структуры по завышенным ценам, что повлекло причинение птицефабрике ущерба в сумме более 4 млрд рублей. ($385 тыс. – «Газета.Ru».) Незаконные указания членам комиссии, дабы победителем выступила конкретная иностранная компания, давала именно гражданка Шарейко. С владельцами фирмы, говорят в прокуратуре, она дружила. Шарейко признана подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 424 УК (злоупотребление служебными полномочиями). 15 августа в ее отношении применена мера пресечения в виде заключения под стражу. В результате незаконных действий Шарейко А. В. в короткие сроки осуществила строительство дорогостоящего коттеджа площадью 240 кв. метров, приобрела дорогую бытовую и электронную технику, обеспечила себе материальное благополучие в будущем».
Анна Шарейко стала уже вторым сенатором, лишенным неприкосновенности, задержанным по коррупционному делу. Месяц назад то же самое произошло с сенатором Виталием Костогоровым, известным могилевским бизнесменом.
Кроме того, на минувшей неделе Александр Лукашенко лично поручил возобновить и активизировать расследование уголовного дела по Березовской ГРЭС. Посещая реконструируемую электростанцию, глава Белоруссии заявил перед телекамерами: «Мы на всю катушку спросим (с чиновников – «Газета.Ru»). Это для того, чтобы считали государственные деньги. Потому что все затраты ложатся тяжелейшим бременем на население, в большей степени на реальный сектор экономики».
Отличительная особенность коррупции в Белоруссии – ее умеренность. Тот же Лукашенко в 1993 году обеспечил себе политическую карьеру, опубликовав «антикоррупционный доклад». После него своего поста лишился первый глава страны Станислав Шушкевич – Лукашенко обвинил его… в краже ящика гвоздей для дачи. И этого оказалось достаточно, причем то обвинение так и не было доказано.
Неумолимые мстителиАлександр Лукашенко на большой пресс-конференции для российских СМИ впервые прямо признался, что в конце 90-х по его приказу в Белоруссии спецслужбами... →