После победы революции в Киеве прошло уже полгода, но власть ментов, против которой в том числе выступали майдановцы, никуда не делась. Наоборот, кажется, что новое руководство Украины старается задобрить милиционеров и дает им дополнительные полномочия.
Эта тема сегодня очень популярна в среде бывших активистов Майдана. Они говорят примерно следующее: началась война на Востоке, власти жизненно необходимо закрепить за собой статус единственного начальника, поэтому милиционеров, уже доказавших, что они могут сохранять верность присяге, разгонять никто не собирается.
И действительно, практически ни один правоохранитель, воевавший против Майдана, свой пост не покинул, несмотря на все требования о люстрации. Более того, активисты и журналисты пересказывают друг другу истории о том, что милиционеры, паковавшие майдановцев зимой, делают теперь то же самое, отвозя в райотделы особо буйных участников протестов.
Например, на прошлой неделе у здания Верховной Рады проходил пикет. Некоторые активисты бросали петарды и яйца с зеленкой в депутатов. Ну что поделаешь — они так привыкли! Паковали их те же самые сотрудники столичной милиции, которые участвовали в разгоне Майдана. Даже отвозят нарушителей туда же, куда и прежде — в РОВД Печерского или Шевченковского районов Киева. И уголовные дела открывают по тем же статьям — Хулиганство, Сопротивление милиции и им подобным. 20-летнего активиста Богдана Кружко, которого спецбатальон Киев-1 в минувший четверг задержал за агрессивное поведение у ВР, уже посадили под домашний арест.
Комментируя недавнее задержание пикетчиков, начальник столичной милиции Александр Терещук объяснил действия своих подчиненных так: Такие поступки (протестующих — прим. авт.) — недопустимы. Они влекут за собой уголовную ответственность. Сейчас как никогда все органы власти, в том числе и милиция, должны беспрепятственно работать, чтобы обеспечить правопорядок и стабилизировать оперативную обстановку в столице.
Появились сообщения даже о том, что милиционеры начали попросту отлавливать бывших активистов Майдана. Только за последнее время в отделах милиции оказались от 40 до 60 майдановцев. Правда, ни в столичном УМВД, ни в Генпрокуратуре Росбалту эту информацию не подтвердили.
Не могу сказать, что этот отлов сильно массовый, но он происходит, — говорит и.о. главы организации Самооборона Киева Анатолий Медведь. — За последнее время милиция задержала от 40 до 60 активистов для установления личности. Во время событий на Майдане многие ребята теряли свои документы, поэтому сейчас не имеют их при себе. Милиция в свою очередь подходит и просит предъявить документы. Если их нет — задерживает людей. Конечно, в ситуации, когда в стране война, милиция обязана принимать такие меры для безопасности других граждан — ведь не ясно, кто эти люди. Но зачем тогда делать это с особой жестокостью? Активисты говорят, что их бьют даже в наручниках и ни за что, — рассказывает он.
Еще одним вещественным доказательством полного непонимания между вчерашними революционерами и новой властью, уже на более высоком уровне, стал конфликт, вспыхнувший между лидером Правого сектора Дмитрием Ярошем и главой МВД Арсеном Аваковым. Ярош требовал уволить одного из замов Авакова, в противном случае обещая пойти на Киев. Причем, кто-то все же обвинял Яроша в том, что он работает на раскол страны, а кто-то, руководствуясь революционным правосознанием, винил во всем Авакова, называя его символом контрреволюции и защитником тех, кто боролся против Майдана.
Кстати, руководитель МВД почему-то не послал Яроша подальше, а вроде бы даже пообещал разобраться с неблагонадежным замом, посоветовав заодно лидеру ПС, передать своих крепких ребят для службы в правоохранительных органах. Конфликт, кажется, удалось погасить, только вот интересно — надолго ли.
Сегодня, ссылаясь на непростое положение в стране, власть на Украине делает то же самое, что делает и любая другая власть — наделяет себя дополнительными полномочиями. Столичная милиция уже официально объявила, что ей дали право досматривать людей на улицах. Как следует из сообщения Киевского управления МВД, такие профилактические и оперативно-розыскные мероприятия направлены в первую очередь на предупреждение террористических актов и диверсий, выявление фактов незаконного оборота оружия или взрывчатки.
В общем, теперь молодых людей с рюкзака
4000
ми за спиной в до сих пор вольном городе досматривают с завидным постоянством. Местных жителей это уже начинает понемногу злить. Ни одного теракта в Киеве, слава богу, еще не было. И, думаю, не будет. Все это власть делает для того, чтобы заставить людей поверить, будто менты — снова власть. Порошенко запустил процесс контрреволюции, — делится своим мнением с корреспондентом Росбалта 28-летний киевский программист Алексей.
Ему вторит 32-летняя архитектор Юлия. Людей шмонают уже на улицах так, будто это Москва, а не Киев. Все может скатиться к тому, что свободы в моем городе будет еще меньше, чем до революции. Очень жаль, — говорит она.
Кроме того, на улицах Киева стало намного больше милицейских патрулей, и это, кстати, в МВД считают благом. Патрули ездили по городу и раньше, но сейчас их количество увеличится, так что милицию увидит каждый. К правоохранителям на дорогах можно будет обратиться за помощью, рассказать о проблемах и даже просто спросить, как пройти по нужному адресу. Это делается для того, чтобы лучше наладить диалог между милицией и народом, — заверяют в пресс-службе киевского управления МВД
Ну, ради обеспечения правопорядка на улицах, возможно, и стоит поступиться некоторой толикой обретенной свободы. Но, оказывается, никуда не делись и привычки силовиков кошмарить бизнес. Сеть магазинов Good Wine, например, пошла на открытый конфликт с СБУ. Украинские чекисты, заявляют в администрации магазина, попросту требуют взятку. СБУ, в свою очередь, обвиняет сеть в нарушении норм Налогового кодекса. Руководитель отдела маркетинга ООО Бюро вин (оператор сети магазинов Good Wine) Мария Олейник резюмирует: в обвинениях в наш адрес мы видим признаки коррупционной схемы.
Конечно, в этой истории речь шла о СБУ, но милиция, как оказалось, тоже своего старается не упускать. Сразу после прихода к власти в Киеве Виталий Кличко объявил войну стихийной торговле. Мэр также лично инспектирует то набережную, то Печерский район, выявляя места незаконной продажи алкоголя. Вот только от этой борьбы нелегальных киосков в городе меньше не стало, а их владельцы говорят, что выросли (порой в два-три раза) лишь суммы откатов — не мэру, понятное дело.





