Moody's, в частности, ожидает ускорения темпов роста ВВП США в 2015 году на 3% после 2% в 2014 году. Однако существует ряд рисков для американской экономики. Одним из них является потенциальная переоценка инвесторами потенциальной доходности американских активов, хотя вряд ли это может привести к дестабилизации мирового экономического роста и коррекции на финансовых рынках.
В Европе сейчас наблюдается контраст между устойчивым ростом экономики Великобритании за прошедший год и очень низкими показателями в зоне евро в целом. Такая ситуация будет сохраняться на протяжении всего текущего и следующего года, - отметила Мари Дирон, старший вице-президент Moody's. Длительные низкие темпы роста ВВП в зоне евро представляют собой риск того, что низкая инфляция может привести к серьезным последствиям, в том числе политически болезненным. Moody's подтвердило при этом прогноз темпов роста ВВП зоны евро на уровне 1% в 2014 году и 1,5% в 2015 году.
Темпы роста глобальной экономики в ближайшее время будут небольшими и нестабильными, слишком много различных трудностей как в Европе, так и в США, и на Востоке, полагает главный специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Иван Кибардин. Поддержкой мировому ВВП, по мнению аналитика, в частности, могут стать Штаты. Так, индекс PMI в непроизводственной сфере от ISM вырос до 58,7 пункта. Укрепился и индекс занятости PMI, а количество еженедельных заявлений на пособие по безработице вновь опустилось ниже 300 000. В США растут розничные продажи, что стимулирует развитие экономики. Растут и цены американских производителей. На фоне растущих затрат на топливо в июне они увеличились на 0,4 %.
Тем не менее, предупреждает Иван Кибардин, не стоит забывать про не самое радужное положение европейских экономик, а ведь если ситуация в Европе продолжит ухудшаться, то США не смогут остаться в стороне. В долгосрочной перспективе годовые темпы роста американской экономики оцениваются не выше 2%.
На этом фоне Moody's пересмотрело в сторону понижения свои прогнозы экономического роста ряда развивающихся рынков. В этих странах центральные банки повысили процентные ставки в этом году в ответ на высокие темпы инфляции, и это, по мнению аналитиков агентства, будет оказывать давление на темпы роста ВВП. Среднегодовые темпы роста экономики развивающихся стран, входящих в G20, составят, за исключением Китая, 2,1% в 2014 году и 2,7% — в 2015 году.
Кроме того, темпы увеличения экспорта, вероятно, будут относительно низкими в течение некоторого времени, учитывая, что спрос на товары в Китае, ключевом экспортном направлении для многих развивающихся рынков, вряд ли восстановится в ближайшее время. Moody’s ожидает, что темпы роста ВВП КНР будут в пределах 7,5% в этом году и 6,5-7,5% — в следующем. При этом ожидается, что инфляция в КНР будет оставаться высокой, а количество узких мест в промышленности страны продолжит медленно повышаться. Но и в целом высокая инфляция и медленный рост экспорта замедлили возможный резким приток капитала, что является основным источником беспокойства для развивающихся рынков, отметила Мари Дирон.
Действительно, макроэкономическая картина для второй по величине экономики мира Китая складывается не самым лучшим образом, соглашается руководитель аналитического департамента финансовой компании AForex Артем Деев. Однако, считает эксперт, вряд ли это может спровоцировать понижательные риски для роста всей мировой экономики сейчас. Публикуемые в последнее время индексы деловой активности всех секторов экономики Китая по версии HSBC хоть и оказываются слабее прогнозов, но все равно держатся выше уровня 50, отделяющего восстановление от стагнации. На прошлой неделе Китай представил июльские данные и по торговому балансу, достигшему 47,3 млрд долларов. Произошло это благодаря существенному приросту экспорта на 14,5%, что явно контрастирует с отчетами прошлых периодов, когда темпы прироста не превышали 7%.
Что касается данных по ВВП, то либеральная политика монетарных властей вкупе с очевидным восстановлением промышленного сектора, полагает Артем Деев, сможет позволить Китаю добиться амбициозных показателей по темпам экономического расширения свыше 7,5%. Более того, Китай имеет все предпосылки переквалифицироваться из потенциального тормоза мировой экономики в довольной очевидный драйвер. Способствовать этому будет и значительно возросшая роль Китая в мировом экономическом партнерстве. Санкционная война России с большей частью развитого мира уже развернула приоритеты в пользу повышения торгового взаимодействия с АТР и Китаю отводится ключевое место.
Тем временем, в рейтинговом агентстве отмечают, что возросшая инвестиционная активность в Индии и Индонезии станет причиной того, что в этих странах темпы роста ВВП будут достигать порядка 5% в этом и 5,5-6% — в следующем году. Значительно хуже ситуация будет в Бразилии (1-2% в течение ближайших двух лет» и Аргентине с Россией – в этом году эти страны ждет рецессия, а в 2015 году — стагнация. Так, из-за дефолта Аргентину ждет падение темпов роста ВВП в этом году на 1,5-2,5%, а Россию из-за существующих проблем (причем не только политических) – 0,5-1,5% роста. В следующем году прогноз для обеих стран на уровне от -0,5 до +0,5%.
И все же ближайшие год-два, действительно, будут сложными для развивающихся экономик - но в этом как раз нет никакой сенсации, считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Вполне возможно, что Moody's в этом релизе представило несколько более оптимистичные ожидания по темпам роста развитых экономик, чем это может
оказаться в действительности, потому что еврозоне, например, будет очень сложно укрепить ВВП в 2015 году на 1,5%. Вниз тянут грядущая дефляция, высокие уровни безработицы и сложности с экспортом. Благополучие развивающихся экономик напрямую будет зависеть от способности перенаправить экспортные и импортные потоки и оградить от внешнего влияния собственные валюты, сосредоточившись на поддержке реального сектора и малых форм бизнеса. По прогнозу Бодровой, ВВП России в 2015-2016 годах способен расти на 1,3-1,8%, ВВП Китая в следующие несколько лет будет прибавлять в среднем 7,8%. Экономика Бразилии сможет рассчитывать на расширение в следующие два года на 1,2-1,5%.
Но, говоря о любых макроэкономических показателях, необходимо иметь в виду следующие три основные вещи, указывает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Первое – это то, что глобализация мировой экономики в 2000-е годы все же произошла и в этой связи мало реальна ситуация, при которой будут иметь место расходящиеся тенденции (одни страны, например, устойчиво падают, а другие растут), по крайней мере, пока в мире нет масштабной войны.
Второе, по словам Адамидова, что стоит учитывать, – это ошибка измерения ВВП составляет 5-7%. кроме того, некоторые страны ( в частности США и Китай) вполне обоснованно подозревают в искажении статистической отчетности. Они попросту ее приукрашивают в политических целях. Поэтому по одному году было бы неверно делать далеко идущие выводы - нужно посмотреть тенденцию за несколько лет. Обычно на горизонте 3-5 лет погрешности измерений нивелируются.
Также нельзя забывать и об интерпретации. Например, у Moody’s много внимания уделено описанию тенденции, но тактично упущен тот факт, что темпы роста развитых стран все равно остаются ниже темпов роста развивающихся. Тут скорее уместно говорить о постепенном выравнивании темпов роста, что вполне логично и может свидетельствовать скорее о том, что добавленная стоимость экономическими агентами (теми же транснациональными компаниями) стала распределяться более равномерно по регионам их присутствия. А с производством и потреблением все как было, так и осталось.