Между тем, вещи эти связаны. И банкротства многочисленных туроператоров, и фонды «бедствующих активов» – прямое, хотя и отдалённое во времени следствие кризиса 2008-2009 годов. Экономические «гнойники», не вскрытые и не вычищенные кризисом из-за усиленных мер правительства по антикризисной поддержке экономики. Банкротства туроператоров - пресловутая «вторая волна», которую кое-кто настойчиво предсказывал (например, бывший министра финансов Кудрин), и которую кое-кто (ваш покорный слуга, скажем) не менее упорно ожидал, хотя и много раньше.
«Бедствующие активы» в целом - предприятия, получившие кредиты ещё до кризиса 2008 года, и так и не сумевшие расплатиться по ним. Они распадаются на две части. Самые «тяжёлые» случаи запакованы в упомянутые выше ЗПИФы. Эти не способны не только расплатиться целиком, но и хотя бы обслуживать кредиты, регулярно выплачивая проценты. Такого рода долги ЦБ требует списывать на убытки, уменьшая собственный капитал банков. Поскольку уменьшение капитала – дело предельно неприятное и невыгодное, их «выводят» с баланса и «прячут» в ЗПИФах, а на баланс банка поступают паи ЗПИФа, с виду как бы имеющие ценность. У некоторых крупных банков вложения в ЗПИФы велики: у Уралсиба более 87% от его капитала, у банка Траст 50%, у Бинбанка более 29%, у Газпромбанка и банка Открытие более 28%, у Петрокоммерца почти 25%, у банка Москвы 16%. А у Глобэкса – почти 98%.
У Сбера вложений в ЗПИФы нет – однако это не означает отсутствия у него «бедствующих активов»: в 2009 году там был создан особый департамент, а также учреждена компания «Сбербанк капитал», с задачей попытаться спасти хотя бы часть попавших в сети кризиса малонадёжных заёмщиков. «Сбербанк капитал» получил уставный капитал от своего учредителя, и на эти деньги выкупил значительную часть подобных активов Сбера. Однако не у всех банков имелись средства, чтобы выкупить малонадёжные долги у самих себя.
Можно спорить, все ли вложения банков в ЗПИФы представляют «бедствующие активы». Хотя осведомлённому наблюдателю понятно, что само распределение ЗПИФов по банкам свидетельствует именно об этом: значительные «вложения» в ЗПИФы имеются, почему-то, у банков, находящихся в менее, нежели более благополучном положении. Однако куда печальнее, что банковскими ЗПИФами «бедствующие активы» экономики РФ не исчерпываются.
Вторая часть кредитов малонадёжным, имеющаяся у банков, находящаяся в менее плачевном положении, по которым действительно платят проценты (то есть ведут какую-то хозяйственную деятельность), до сих пор находится на балансах. Некоторые из таких должников сумели отчасти выправиться за прошедшие годы, однако многие неспособны к возрождению: банковские проценты высоки, и съедают если не всю, то большую часть прибыли. Выплатить висящие на них кредиты не из чего. И эти полудохлые предприятия отягощают балансы банков, без надежды выздоровления, потому что банкротить их банкам себе дороже. Это соискатели перехода в банковские ЗПИФы, в первый разряд. И вопрос только в том, чтобы какое-нибудь колебание рынка вышибло из них дух окончательно.
На балансах банкротящихся туроператоров также обязательно обнаруживаются чрезмерные кредиты, выплачивать которые нечем: вспомнить трехлетней давности историю «Капитал-тура» (см. подробнее об особенностях кризиса в отрасли туризма ««Капитал тур» и туристический капитализм», ««Капитал тур»: модель бизнеса», ««Капитал тур» и туристический капитализм: банки-кредиторы», «Туризм или капитализм?»). Проценты по кредитам можно до поры до времени платить, только постоянно наращивая обороты, занимая у собственного будущего: строя свою маленькую «пирамиду». Малейший просчёт, замедление роста/падение спроса, и тому подобное - и крах. А в этом году случилась важнейшая для выездного туризма вещь: падение курса рубля на 20%, то есть на те же 20% удорожание самых дешёвых туров ( в дорогих турах имеется запас прибыли, чтобы не так резко поднимать цены). Никаких иных причин и искать не требуется для волны банкротств.
Подводные мины в виде затаившихся с кризиса 2008-09 годов «бедствующих активов» существуют и в других странах, например, в США. Политика «количественного смягчения», а по-простому – печатания денег – позволила выжить многим из тех, кого полноценный кризис непременно вышиб бы с рынка, вместе с их невозвратными кредитами. Надежда властей - и американских, и наших, и всех прочих – на то, что со временем всё само собой «рассосётся». В каких-то случаях такое возможно. Однако в целом – вряд ли. Тем более, что, несмотря на фантасмагорические вливания дополнительных денег, инфляция не так уж сильна (в США так и вовсе низкая), и ожидания, что долговое бремя просто обесценится, не оправдываются.
Обанкротившиеся туроператоры – только первые ласточки.