Ограничительные меры вводятся также в отношении российской «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Они предполагают замораживание любых принадлежащих ей активов, находящихся под юрисдикцией США. Кроме того, американским физическим и юридическим лицам запрещено осуществлять транзакции с указанной компанией, а также проводить любые транзакции с ее участием на территории США.
Президент США Барак Обама, комментируя новый пакет санкций, добавил, что США также заморозили кредитование экспорта в Россию и финансирование проектов по развитию. Санкции, по его словам, «делают слабую российскую экономику еще более слабой». Он заметил, что Вашингтон вводит новые запретительные меры вместе со странами Евросоюза, которые договорились о санкциях днем 29 июля. Россия, добавил Обама, «вновь изолирует себя от международного сообщества». «Это не новая холодная война. Россия отказывается признать, что Украины свой особый путь», – пояснил он.
Четвертый пакет
Итак, санкции против Банка Москвы, ВТБ и Россельхозбанка (РСХБ), как и объявленный ранее «третий» пакет (против ВЭБа и Газпромбанка), предусматривают ограниченные меры: указанные банки лишены возможности привлекать в США средне- и долгосрочное финансирование. Как пояснил представитель американской администрации, комментировавший такое решение, для двух российских банков, имевших до сих пор широкий доступ на американский рынок капиталов, будет закрыт доступ к кредитованию на срок свыше 90 дней. Краткосрочные операции ограничиваться при этом не будут. По его данным, у ВТБ 80% долговых обязательств в долларах, у РСХБ этот показатель равен 90%, а у Банка Москвы достигает 100%. Это говорит о явной уязвимости данных банков перед режимом санкций, особенно когда ЕС и США действуют совместно, уверены в Вашингтоне.
Однако, по данным портала о рынке долговых бумаг Cbonds.ru, у входящего в группу ВТБ Банка Москвы действительно 100% международного долга номинировано в долларах. В обращении находятся евробонды банка на общую сумму $1 млрд 450 млн и на внутреннем рынке - биржевые облигации на общую сумму в 60 млрд рублей. А вот у РСХБ из находящихся в обращении 36 эмиссий долговых бумаг 28 (на общую сумму 252 млрд рублей) номинированы в рублях. Еще одна эмиссия - в швейцарских франках (450 млн франков), одна - в китайских юанях (1 млрд юаней), и шесть - в долларах (на общую сумму около $5 млрд). Таким образом, только 39% долга РСХБ номинированы в долларах. В последний раз РСХБ выходил на рынок евробондов зимой, доразместив в конце февраля 2014 года выпуск еврооблигаций с погашением в 2018 году на $500 млн под 4,7% годовых. У ВТБ 40 действующих эмиссий, из них в рублях - 12 (на общую сумму 145 млрд рублей), в долларах - 18 ($11,5 млрд), в швейцарских франках - 4 (1,55 млрд франков), евро - 2 (206 млн евро), а также по одной в юанях, сингапурских долларах, чешских кронах и австралийских долларах. В относительном выражении 61% долга от его общего объема номинировано в долларах. 24 июля ВТБ закрыл сделку по размещению 10-летних субординированных еврооблигаций, номинированных в швейцарских франках в объеме 350 млн франков под 5% годовых.
Вместе с тем санкции могут помещать ВТБ привлечь субординированный кредит, на который рассчитывала группа. В конце мая глава «ВТБ Капитала» Юрий Соловьев сообщал, что ВТБ может привлечь суборд уже летом, причем банк вел переговоры в том числе с инвесторами из США. «Если завтра введут санкции, мы ничего не привлечем. Если все будет нормально, привлечем в течение двух месяцев», - заявлял он тогда.
Впрочем, в ВТБ не унывают и теперь и обещают в случае необходимости привлечь ресурсы, несмотря на санкции. «ВТБ - сильный российский системообразующий кредитный институт с широким международным присутствием и устойчивым финансовым положением. Несмотря на дискриминирующие решения США, ВТБ выполнит все свои обязательства перед акционерами, клиентами и инвесторами. Решение США ограничить доступ ВТБ на рынок капитала не повлияет на деятельность и кредитоспособность банка. ВТБ пользуется хорошей репутацией среди мировых инвесторов, обладает отличной экспертизой в заимствованиях не только на западных рынках. Мы уверены, что сможем привлечь ресурсы в случае необходимости», - говорится в заявлении на сайте банка.
Чего ждать от Европы
Ожидается, Европа объявит о расширении своего санкционного списка уже сегодня. Принятый накануне Советом ЕС пакет санкций против России запрещает европейским инвесторам покупать акции и облигации российских государственных финансовых учреждений, то есть тех, в которых государство контролирует более 50%, на первичном и вторичном рынках во всем мире. В число таких организаций входят Банк Москвы, ВТБ и Россельхозбанк. Всего на финорганизации, контролируемые государством, приходится не меньше половины всех активов банковской системы РФ. Представители ЕС не исключили, что через три месяца санкции могут быть отменены в случае улучшения ситуации на Украине.
Введение новых санкций со стороны ЕС и США больно ударит по российскому рынку евробондов, уверена аналитик «Уралсиб Кэпитал» Ольга Стерина. «Продажи в долларовом сегменте российского долгового рынка должны усилиться на фоне введения новых санкций со стороны ЕС и США. Санкции Евросоюза, подробности которых станут ясны сегодня, будут включать ограничения доступа госбанков к европейским рынкам капитала, эмбарго на торговлю вооружением, запрет на экспорт технологий и оборудования в военном и нефтяных секторах. США ввели санкции против ВТБ, Банка Москвы и РСХБ, закрыв для них рынки долгового и долевого капитала со стороны американских инвесторов. Ранее аналогичные санкции уже были введены против четырех российских компаний. Российские госбанки - основные заемщики на внешних рынках, так что секторальные санкции будут иметь серьезные последствия для финансовой системы в долгосрочной перспективе. При этом мы сомневаемся, что эмитенты, не включенные в санкционные списки, в ближайшее время смогут выйти на внешние рынки долга», - считает она.
Европейские санкции окажутся более чувствительными для России, так как на регион приходится около 75% внешних кредитов, взятых российскими банками, полагают аналитики финансовой группы «Доходъ». Согласно данным Банка международных расчетов, наибольший объём требования приходится на Францию – $50 млрд, на Германию - $23 млрд и Великобританию – $16 млрд. «Безусловно, в краткосрочной перспективе меры носят скорее психологический характер, так как запрет на рефинансирование не предполагает моментального возврата средств. У банков, потерявших доступ к капиталу, будет достаточно времени, чтобы компенсировать источники фондирования, главным образом, за счет дополнительной ликвидности от ЦБ. Тем не менее, это увеличивает нагрузку на российскую финансовую систему, что способно увеличить процентные ставки и привести к дальнейшему ужесточению денежной политики, а, следственно, продлить стагнацию во всей экономике», - полагают они. Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев уточняет, что ограничение внешнего финансирования Россия почувствует не сразу, на макроиндикаторах это скажется лишь в 2015 году.
Аналитики Сбербанк КИБ говорят, что ограничение доступа на рынки капитала - наиболее серьезная форма санкций, поскольку Россия сильно интегрирована в международный финансовый рынок, и 70% акций в свободном обращении и еврооблигаций российских компаний принадлежит иностранным инвесторам, в основном из ЕС и США. «В долгосрочной перспективе санкции могут иметь серьезные последствия, однако в ближайшее время эффект будет ограниченным, поскольку запрет в основном касается долгосрочного финансирования. Рынок, несомненно, негативно отреагирует на новости о санкциях, и дальнейшее развитие событий будет зависеть от ситуации на Украине», - комментируют представители корпоративно-инвестиционного бизнеса Сбербанка.
Могло быть и хуже
Кстати, сам Сбербанк пока избегает прямого санкционного давления со стороны США и ЕС. Как выяснилось, растиражированная вчера российскими СМИ информация газеты Wall Street Journal о том, что, по данным дипломатов ЕС, в санкционные списки могут включить главный банк страны, оказалось неправильно понята. Речь шла не о включении Сбербанка в санкционный список. Американское издание лишь имело в виду, что ограничительные меры по привлечению финансирования в ЕС могут в дальнейшем сказаться на работе Сбербанка и ВТБ.
Сбербанк, похоже, оставили на сладкое, говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. «Логика санкций такова, что они поднимаются все выше и выше – начали с лилипутов, а теперь добираются до гигантов», - пояснил он«Эксперт Online». При этом, по его словам, новые санкции существенно мягче тех, которые ударили в марте по банку «Россия» и СМП-банку. «Конечно, эти санкции не беззубые, но вводятся они преимущественно для внушения, а не для удара по российской экономике, - говорит аналитик. – Представьте, если бы нашим «китам» заблокировали карты, лишили возможности работать с долларом и евро, да еще и арестовали активы в США и ЕС. Вот это было бы действительно трагично».
Что касается выживания банков в условиях невозможности привлекать средне- и долгосрочное финансирование в США и Европе, Максим Осадчий видит, по крайней мере, два выхода. «Во-первых, они могут активней выходить на азиатские рынки – тот же ВТБ имел опыт таких заимствований, например, разместив в Сингапуре в 2011 году облигации на 300 млн сингапурских долларов ($234 млн). Во-вторых, санкции против России не введены, и можно попытаться разместить за рубежом евробонды РФ, а затем направить поступившие средства госбанкам», - говорит он.
По словам аналитика Standard & Poor's Карена Вартапетова, пока нет ясности, предпримет ли ЕС какие-то меры в отношении Сбербанка и ВТБ-24 (входит в группу ВТБ), рейтинговых действий в отношении уже попавших под санкции банков, а следом и Российской Федерации, проводить не планируется. «Понижая в апреле долгосрочный рейтинг России с уровня «ВВВ» до «ВВВ-» с сохранением негативного прогноза, мы учитывали усиление геополитических рисков и вероятность введения экономических санкций со стороны США и Евросоюза», - пояснил он «Эксперт Online». Вместе с тем, введенные неделю назад санкции против Внешэкономбанка, Газпромбанка, «Роснефти» и НОВАТЭКа, по мнению S&P, не оказали влияния на их рейтинги, поскольку существенно не повлияли на показатели ликвидности и кредитные портфели компаний. При этом в агентстве не исключили, что введенные санкции в будущем могут негативно повлиять на доступ компаний на рынки ценных бумаг.
ЦБ поддержит, Visa не выдаст
Банк России готов принять меры по поддержке ВТБ, РСХБ и Банка Москвы после введения санкций США, говорится в сообщении мегарегулятора. «В случае необходимости будут предприняты адекватные меры по поддержке указанных организаций с целью защиты интересов их клиентов, вкладчиков и кредиторов», - сообщил ЦБ. Ранее в июле, когда был введен «третий пакет» санкций США в отношении ВЭБа и Газпромбанка, Банк России также заявлял о готовности им помочь.
ЦБ также указывает, что в связи с объявленными санкциями в отношении ряда российских банков финансовые организации «работают в обычном режиме, предоставляя полный набор услуг клиентам, включая операции по переводу средств и расчеты с использованием банковских карт».
Международные платежные системы Visa и MasterCard заявили, что не намерены блокировать карты ВТБ, Банка Москвы и Россельхозбанка. «Новый пакет экономических санкций США не оказывает влияния на операции Visa в России и не обязывает Visa приостанавливать или блокировать операции финансовых институтов, которые попали под санкции, или банков, которые обслуживают платежные карты под их спонсорством. Мы продолжаем обрабатывать транзакции в обычном режиме», - сообщил ИТАР-ТАСС представитель Visa. «Настоящие санкции распространяются на доступ конкретных банков к рынку капитала США и не затрагивают нашу деятельность», - добавил представитель MasterCard.