Для нефтяной отрасли Сечин предлагает перейти от отдельных несистемных льгот для месторождений к налогу на финансовый результат. Рисков для бюджета не будет, если на первом этапе применять налог к ограниченному числу новых месторождений, уверен он. Поручение проработать возможность такого эксперимента включено в протокол по итогам президентской комиссии по ТЭК.
Сечин также призывает обеспечить налоговую стабильность — за пять лет было принято 150 законов с поправками в Налоговый кодекс, указывает Сечин, выделяя повышение акцизов на бензин и налоговый маневр.
Налоговый маневр предполагает постепенное снижение экспортных пошлин на нефть с перекладыванием фискальной нагрузки на добычу, то есть с повышением НДПИ на нефть. Предполагается, что за три года пошлина снизится более чем в 4 раза и резко вырастет НДПИ.
Письмо Сечина было отправлено уже после того, как министерства представили новый вариант налогового маневра. На прошлой неделе на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича топ-менеджеры Роснефти выступили против последней версии реформы, предлагая вернуться к более раннему варианту Минэнерго: нефтяные пошлины и НДПИ меняются незначительно, пошлины на мазут растут поэтапно, рассказали два федеральных чиновника. Представитель Дворковича подтвердил, что пока Роснефть не согласовала маневр.
Эксперты позитивно оценивают предложения Сечина. ТЭК остается драйвером экономики, и его надо поддерживать. А постоянные изменения «правил игры» - основное препятствие для инвестиций в России.
«ТЭК становится драйвером экономического роста. Развивается геологоразведка, совершенствуется оборудование для бурения, создается мощнейший кластер, связанный с судостроением, развивается металлургия, создается необходимая инфраструктура. Причем не только трубопроводная, но и энергетическая, и социальная», - подчеркивает академик Виктор Ивантер.
В то же время в нефтегазовой отрасли показатели налоговой нагрузки превышают средние значения по стране, - отмечает партнер юридической компании Некторов, Савельев и партнеры Егор Батанов. Так, по последним официально опубликованным данным, относящимся к 2012 году, налоговая нагрузка в сфере добычи топливо-энергетических полезных ископаемых (это, главным образом нефть, газ и уголь) составляла почти 40%. Фискальная нагрузка на нефтяную отрасль выше, чем, например, на газовую или угольную, и составляет от 50 до 55% выручки.
Однако Батанов сомневается, что в настоящий момент власть будет готова пойти на существенное снижение нагрузки на нефтяную отрасль. «Не стоит забывать, что из-за налогового маневра в нефтяной сфере бюджет потеряет в 2015 году до 200 млрд. рублей. В условиях жесткого дефицита доходов вряд ли государство будет настроено на предоставление дополнительных льгот нефтяным компаниям. Меры, предлагаемые Сечиным, не дают немедленного эффекта – инвестиционные затраты повлекут увеличение добычи не сейчас, а лишь через несколько лет, тогда как Минфину деньги нужны уже сейчас», - говорит юрист.
«Представление руководителей предприятий о неопределенности экономической ситуации в стране главным «тормозом» инвестиционной активности бизнесменов», - утверждают экономисты Высшей школы экономики. Фактически, треть руководителей крупных и средних промышленных предприятий не понимает сути происходящих в стране экономических процессов или не в состоянии адекватно управлять производством при постоянно меняющихся условиях хозяйствования, - выяснили в ВШЭ. Неблагополучный предпринимательский и инвестиционный климат и частое изменение «правил игры», инициируемое регуляторами всех уровней, снижают горизонт планирования предпринимателей, их мотивацию к проявлению инвестиционных, инновационных и, тем более, модернизационных инициатив. «Часть предпринимателей в сложившихся условиях опасаются делать рискованные ходы по преобразованию своих структур и предпочитают вложения финансовых средств в повышение зарплат и дивидендов, а также вывод полученной прибыли за рубеж до наступления лучшего времени, при котором финансовые средства заработают на российскую экономику», – утверждается в мониторинге ИСИЭЗ ВШЭ.