Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев получили по 4,5 лет колонии общего режима

 »   » 
  • Опубликованно
  • Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев получили по 4,5  лет колонии общего режима

Между тем, пока решалась судьба Удальцова и Развозжаева, общественный интерес к этому процессу практически сошел на нет. Журналисты о нем писали не очень активно, на заседания суда приходили в основном лишь близкие, друзья и соратники оппозиционеров. Не было в защиту Удальцова с Развозжаевым и столь громких заявлений, которые в свое время звучали относительно их предшественников. Не наблюдалось массовых протестов и во время оглашения вердикта суда. Несмотря на усиленные меры безопасности из-за распространенного в социальных сетях призыва устроить несанкционированный митинг, рядом с территорией суда стояли несколько активистов в одиночных пикетах с плакатами в поддержку подсудимых. Таким образом, демонстрация, за которую осудили Удальцова и Кo, стала последней столь массовой акцией российской оппозиции. Протестные настроения в стране практически угасли за редким исключением. 

С другой стороны можно предположить, что жесткие приемы, предпринятые в адрес фигурантов данного дела со стороны власти, послужили не только наказанием для тех, кто, по версии следствия, нарушил закон, но и своеобразными превентивными мерами в отношении потенциальных зачинщиков акций протеста.

Напомним, «Болотное дело» было возбуждено после столкновений демонстрантов и полицейских 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве во время оппозиционной акции протеста «Марш миллионов». Главным организатором массового шествия под лозунгом «За честную власть! За Россию без Путина!» был лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов. Участники Марша миллионов спровоцировали начало столкновений с сотрудниками ОМОНа, устроив сидячую забастовку. На Болотной площади акция протеста переросла в массовые драки митингующих с сотрудниками полиции. Люди бросали в полицейских камни, пустые бутылки и пытались отбить тех, кого задерживали стражи порядка. В результате столкновений пострадали десятки человек с обеих сторон. Потерпевшими признаны более 50 правоохранителей. По версии следствия, массовые беспорядки спровоцировали демонстранты, которые применили насилие в отношении стражей порядка. Более 400 демонстрантов были задержаны, но большинство вскоре были отпущены. В итоге фигурантами дела стали 28 человек. Их обвиняли в участии в массовых беспорядках и нападении на полицейских. Оппозиционная общественность с самого начала утверждала обратное, считая это уголовное дело политическим.

Весной 2013 года в защиту «узников Болотной» прошел митинг, собравший по некоторым оценкам, до 50 тысяч человек. В поддержку первых «болотников» писал письма находящийся тогда еще в заключении Михаил Ходорковский. Экс-сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков на Валдайском форуме в сентябре 2013 обратился по этому вопросу лично к Путину и сообщил ему, что на Болотной площади были не беспорядки, а стычки. Правда, Путин традиционно ответил, что приговор должны выносить судебные органы. Но не исключил, что фигуранты дела могут быть амнистированы в связи с 20-летием Конституции. Хотя амнистия коснулась далеко не всех.

Амнистированы были только десять человек. Те, кто не обвинялся в применении насилия к представителям власти. Это Николай Кавказский, Мария Баронова, Леонид Ковязин, Владимир Акименков, Анастасия Рыбаченко, Дмитрий Алтайчинов, Федор Бахов, Александр Каменский, Рихард Соболев и Олег Архипенков. Двое были осуждены ранее. Максим Лузянин в 2012 году был приговорен к 4,5 годам колонии, а Михаила Косенко в 2013 суд отправил на принудительное лечение в психиатрическую клинику, впоследствии его отпустили. Весной вышел на свободу по УДО и экс-соратник Удальцова осужденный ранее на 2,5 года Константин Лебедев, который пошел на сделку со следствием и стал одним из ключевых свидетелей по делу Удальцова-Развозжаева.

В феврале 2014 года семеро фигурантов «Болотного дела» были приговорены к наказаниям в колониях общего режима. Самый строгий приговор – 4 года, самый мягкий – 2 года и 6 месяцев. Только Александре Духаниной (Наумовой) назначили условное наказание. Суд учел ее возраст, семейной положение и вынес приговор - 3 года и 3 месяца условно с испытательным сроком в течение трех лет. Среди тех, кто получил реальные сроки - Сергей Кривов, Андрей Барабанов, Денис Луцкевич, Алексей Полихович, Степан Зимин, Артем Савелов, Ярослав Белоусов.

В мае 2014 года была предпринята третья волна обвинений в рамках «Болотного дела», в результате которой было задержано три человека. В июне СКР удовлетворил ходатайства об амнистии двоих из них - Полины Стронгиной и Олега Мельникова. Еще один задержанный Дмитрий Ишевский находится под стражей.

Судебное разбирательство в отношении Удальцова и Развозжаева началось в Мосгорсуде 26 декабря 2013 года. Оглашение приговора происходило при соблюдении мер повышенной безопасности. Около суда дежурили усиленные наряды полиции и автозаки. Суд посчитал вину подсудимых доказанной. По версии следствия, Удальцов и Развозжаев запланировали и устроили массовые беспорядки в центре столицы, а их деятельность финансировал грузинский политик Гиви Таргамадзе, заинтересованный в дестабилизации обстановки в России. Согласно материалам дела, к беспорядкам 6 мая оппозиционеры готовились заранее – ездили с агитацией по городам, устаивали тренировочные лагеря за границей и во время акции оппозиции. В течение 2012 года они якобы планировали организовать и другие массовые беспорядки на территории РФ. В основу обвинений лег фильм Анатомия протеста 2, показанный по НТВ осенью 2012 года. Кроме того, Развозжаеву инкриминируется незаконное пересечение государственной границы. Он был задержан в октябре 2012 года. По версии следствия, Развозжаев уехал на Украину, но потом решил вернуться, чтобы сдаться российским властям. Развозжаев утверждал, что сотрудники спецслужб похитили его в Киеве, привезли в Россию и под пытками заставили дать признательные показания. 

Ни Удальцов, ни Развозжаев не признали вину в этих преступлениях. В суде они утверждали, что не встречались с Таргамадзе, не получали от него деньги и не планировали никаких противозаконных действий на Болотной площади. Их адвокаты Дмитрий Аграновский и Николай Полозов настаивали, что к дракам привели неправильные действия сотрудников полиции, которые перегородили проход на площадь и спровоцировали давки и прорыв оцепления.

Удальцов был готов к обвинительному приговору. На заседание в Мосгорсуде активист приехал с собранными вещами. Он заранее заявил, что к любому приговору  относится философски. По словам Удальцова, версия про встречи именно с Таргамадзе основывается на показаниях третьего фигуранта уголовного дела - Константина Лебедева, которому верить нельзя, потому что он был заинтересован в облегчении своей участи и, давая показания на бывших соратников, трижды менял их содержание. Тем не менее после приговора Удальцов объявил голодовку в знак несогласия. 

Лидер партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов не удивлен тем, что Удальцов с Развозжаевым признаны виновными. При этом наказания он ждал более сурового. Я думаю, это сделано намеренно, по указанию сверху. Такая сегодня политика по отношению к этой ветви оппозиции. Хотя по тем обвинениям, которые были предъявлены, они должны были получить по 8 лет, - сказал «Эксперт Online» Лимонов. - У суда на руках было обличающее доказательство - оперативная съемка разговора с Таргамадзе. А это один из бывших руководителей иностранного государства, он был главой комитета по безопасности парламента Грузии. У него слава человека, организовавшего немало цветных революций. При этом Развозжаев собственноручно написал явку с повинной. Видимо, испугался и много чего наговорил. Потом, правда, отказался. Но это уже не имеет значения. На этом базируется обвинение и покоится приговор. Они подкреплены показаниями свидетелей». 

При этом Лимонов считает, что пока об окончании «Болотного дела» говорить рано, так как продолжается еще процесс «третьей волны». Политик также отделяет Удальцова с Развозжаевым от других фигурантов, считая, что в данном случае речь идет о наказании представителей левых сил, которые взяли на себя смелость протестовать более радикально и энергично.

«Это наказание всех «левых». Посмотрим, конечно, как обойдутся с Навальным, который пока под домашним арестом. А сам протест был довольно робкий. Сравните его с киевским Майданом. Огромная разница. При этом подавление восстания либералов началось с предательства самих видных либералов во главе с Немцовым и представителями радио «Эхо Москвы». Они сдали протест в мэрию Москвы, после этого увели людей с центра и спасли власть. А протест был затаскан и слит».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа