На данный момент российские компании занимают четвертое место в Европе по потребностям в рефинансировании, уступая лишь предприятиям Германии, Франции и Великобритании - на долю каждой из этих стран приходится около 15% общего объема. У компаний нефтедобывающих государств Ближнего Востока совокупные долги к погашению меньше - 8%.
Свыше двух третей (72%) совокупной задолженности (долговые бумаги и банковские кредиты) российских компаний сконцентрированы в энергетическом секторе, в 2015 году пиковая нагрузка рефинансирования среди компаний придется на «Роснефть» и «Газпром», предупреждает Moody's. Остальные 28% распределены между предприятиями электроэнергетики, металлургии, транспорта, телекоммуникаций и нефтехимии. В этом году у них не должно быть проблем с ликвидностью, а вот в следующем у некоторых компаний могут возникнуть трудности, не исключают в Moody’s.
В Европе существенные потребности в рефинансировании в 2015-2018 годах также испытают компании энергетического сектора (BP, Royal Dutch Shell, ENEL), однако их концентрация меньше, чем в России. К ним добавляются автопроизводители (Daimler, BMW), телекоммуникационные компании (TeliaSonera) и представители других отраслей. Moody's отмечает возросшую тенденцию к заимствованию на рынках долгового капитала, а не посредством банковских кредитов, что сократит возможности компаний в случае потрясений на мировых рынках капитала в будущем, говорится в обзоре. В ближайшие четыре года агентство ожидает стабильности или небольшого улучшения кредитоспособности компаний с рейтингами инвестиционного уровня.
Однако для российских компаний рефинансирование долгов может оказаться делом более сложным, чем раньше, предупреждают аналитики Moody’s. Занимать за рубежом компаниям из России становится все сложнее: большинство западных банков усилили проверки сделок с ними. В первой половине 2014 года российские компании заняли у западных банков в 3,9 раза меньше, чем годом ранее - $6,7 млрд, в том числе сырьевые корпорации — $3,5 млрд (на 82% меньше), это минимум за последние пять лет, подсчитало агентство Bloomberg. Основная причина — санкции, которые США и ЕС ввели в отношении российских компаний. Даже не имеющая отношения к сырьевому бизнесу МТС указала в отчетности, что расширение санкций может помешать привлекать кредиты за рубежом. А «Лукойл» недавно отложил размещение облигаций на $1,5 млрд и рассчитывает сэкономить за несколько лет $20-30 млрд, чтобы меньше зависеть от внешних рынков.
С момента обострения геополитической ситуации из-за событий на Украине российские компании уже неоднократно сталкивались с проблемами во взаимоотношениях с западными банками. Так, из сделки по организации синдицированного кредита для «СИБУРа» на сумму до $1 млрд вышли минимум четыре банка, включая координатора сделки - Royal Bank of Scotland, сообщали источники «Интерфакса». Риски рефинансирования для российских компаний выросли после 16 июля 2014 года, когда США ввели санкции против «Роснефти», НОВАТЭКа, Газпромбанка и Внешэкономбанка, ограничив этим корпорациям доступ к займам в американских организациях сроком более чем на 90 дней, говорится в отчете Moody’s. По данным Bloomberg, Lloyds Bank и HSBC уже отказались участвовать в финансировании сделки BP с «Роснефтью» на $1,5 млрд. ВЭБ был вынужден погасить кредит на $2,45 млрд, так как участники синдиката на фоне политической напряженности предложили невыгодные условия рефинансирования, а некоторые и вовсе отказались в нем участвовать.
«Роснефти» предстоит погасить с июля 2014 года по декабрь 2015-го $26,2 млрд, пики выплат приходятся на IV квартал текущего года ($9,4 млрд) и I квартал следующего ($11,8 млрд). Правда, «Роснефть» сумела сыграть на опережение: она снизила риски рефинансирования, заключив с китайской CNPC контракт на поставки нефти, предусматривающий значительную предоплату, и сейчас на счетах российской компании более $20 млрд наличности, говорится в отчете Moody’s.
Санкции пока не оказали влияния на рейтинги Внешэкономбанка, Газпромбанка, «Роснефти» и НОВАТЭКа, сообщило международное рейтинговое агентство S&P. «Мы считаем, что санкции существенно не повлияли на показатели ликвидности и кредитные портфели компаний», - говорят аналитики агентства. При этом S&P полагает, что введенные санкции в будущем могут негативно повлиять на доступ компаний на рынки ценных бумаг.
Инвестиционный ландшафт ухудшился и после катастрофы малазийского Boeing над территорией Украины. Большинство инвестбанков стали считать весьма вероятным риск дальнейшего ужесточения санкций против российских компаний; прежде они оценивали эту вероятность как небольшую. Сейчас Европа обсуждает возможность введения ограничений на доступ российских компаний к капиталу: черный список ЕС может появиться до конца месяца, заявил вчера руководитель европейского и центральноазиатского департамента Европейской внешнеполитической службы (ЕВС) Гуннар Виганд. Юридическая база для ужесточения санкций создана: в прошлую субботу Евросоюз по поручению Совета ЕС расширил критерии для включения российских граждан и компаний в этот список.
Не удивительно, что «Аэрофлот», который сейчас ищет банк для оказания IB-услуг в преддверии готовящейся частичной приватизации, требует от претендентов «подтверждение об отсутствии случаев выхода из синдиката банков до реализации сделки». Если случаи выхода были, «Аэрофлот» просит «перечислить такие сделки и привести причины». До сих пор российские компании не прописывали такие условия в тендерной документации.
Санкции ухудшат условия заимствований и финансовое состояние отраслей, говорится в проекте основных направлений бюджетной политики России на 2015-2017 гг. Компаниям придется искать источники финансирования в Китае, говорят эксперты. А если Россия решится на ответные санкции, глобальный рынок начнет повально избегать сделок с российскими корпорациями, предупреждает Nomura: «Возможен финансовый шок». Правительству придется самому финансировать ВЭБ и ряд других нуждающихся в деньгах корпораций, как это было в кризис 2008 года, пишет Moody’s.
Аналитик «ИнстаФорекс» Антон Фомин уверен, что без помощи государства корпорациям не обойтись. «В условиях, когда рублевая ликвидность крайне дорога и дефицитна, обеспечить рефинансирование внешнего долга корпорациям будет как минимум проблематично. Даже с помощью ЦБ с этим вряд ли справиться. Так что, думаю, государству придется вмешаться и, скорее всего, для этих целей будет задействован Резервный фонд, - пояснил он «Эксперт Online». – Дело в том, что в краткосрочной перспективе российским заемщикам будет сложно переориентироваться на другие рынки капитала. Хотя наш новый партнер – Китай – мог бы поспособствовать нашему выходу на азиатский рынок заимствований, но он не такой большой как европейский или американский».
При этом по словам аналитика, $112 млрд – не очень большая сумма, примерно 3% от общих ликвидных активов российского корпоративного сектора. А с учетом того, что такие компании, как «Роснефть» и «Газпром» имеют возможность рефинансировать долги за счет собственных резервов, размер необходимой государственной помощи он оценивает в пределах $30 млрд. В то же время Антон Фомин позитивно оценивает влияние нынешней ситуации на рынке заимствований на экономику и финансовый сектор России. «Если бы не было санкций, их бы следовало придумать, - считает он. – Поскольку это придаст стимул развитию рынку рублевого долга, который отстает от других рынков на 20-25 лет, и, надеюсь, уже в среднесрочной перспективе наши компании смогут рефинансировать свои долги на российском рынке, без оглядки на США или Китай».