Пока западные СМИ гадают, способна ли Россия на компромиссы, и пишут о «тупике» в переговорном процессе, в Кремле прошло закрытое совещание, которое расставило все точки над «i». Президент Владимир Путин в режиме реального времени контролирует ситуацию вокруг украинского урегулирования и потребовал от переговорщим предельно четкого и детального отчета о том, что на самом деле происходило за закрытыми дверями женевского отеля InterContinental.
Внеочередное заседание с постоянными членами Совета Безопасности, о котором сообщает «Российская газета», было посвящено не только текущим вопросам обороны, но и самому актуальному на данный момент внешнеполитическому треку. Путин, открывая встречу, дал слово тем, кто только что вернулся из Швейцарии. Как следует из стенограммы, опубликованной на официальном сайте Кремля, президент обратился к своим советникам с предельно конкретным поручением.
«Я хотел бы попросить выступить наших коллег, которые только что вернулись из Женевы, где они проводили встречи с американскими и украинскими делегациями на предмет поиска решений, мирных решений по событиям на этом треке», — цитирует Путина сайт Кремля.
Президент подчеркнул, что, хотя предварительные данные ему уже докладывали, он считает необходимым, чтобы все постоянные члены Совбеза получили информацию из первых рук. С основным докладом выступил глава российской делегации, помощник президента Владимир Мединский, после чего слово взял представитель Министерства обороны.
Важность момента заключается в том, что третий раунд переговоров в Женеве, прошедший 17–18 февраля, вызвал огромный резонанс. Впервые с начала конфликта состав российской делегации был расширен и усилен: помимо военных экспертов, которые вели диалог в Абу-Даби, в Швейцарию прибыл Мединский, а также замглавы МИД Михаил Галузин и начальник ГРУ Игорь Костюков. Как объясняли в Кремле, это было связано с необходимостью обсуждать не только технические вопросы безопасности, но и политическую повестку, включая главный вопрос — о территориях.
Два дня в Женеве прошли в крайне напряженной атмосфере. Как сообщает BBC со ссылкой на участников встречи, переговоры были разделены на две подгруппы — «военную» и «политическую». И если военные, по словам президента Украины Владимира Зеленского, «почти обо всем договорились», включая механизмы мониторинга прекращения огня с участием США, то политический трек оказался куда более тяжелым.
Сам Мединский, комментируя итоги, был краток, но красноречив: «Они были тяжелыми, но деловыми». Источники уточняют, что помимо официальных встреч, глава российской делегации провел закрытую двухчасовую беседу с украинской стороной перед самым вылетом . Никаких документов по итогам раунда подписано не было, однако все участники договорились продолжить контакты.
На этом фоне в западных СМИ нарастает скепсис. Как пишет обозреватель «Российской газеты», ссылаясь на европейские издания, в Евросоюзе царят уныние и раздражение. Журналисты констатируют, что Россия ни при каких обстоятельствах не предоставит ЕС место за столом переговоров, а у Брюсселя больше не осталось реальных рычагов давления на Москву.
Показательно, что в Женеве действительно находились представители ряда европейских стран (Великобритании, Франции, Германии, Италии), однако в зал переговоров их не пустили — они общались с украинской делегацией на полях, ожидая уведомлений от основных игроков . В Кремле же с самого начала дали понять: переговоры ведутся с Вашингтоном и Киевом, и никакого «европейского следа» в них не предусмотрено.
Теперь, после доклада Путину, российская сторона будет анализировать полученные результаты. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, следующее место встречи будет зависеть именно от этого анализа. Пока же новых контактов с американцами не запланировано, но работа над мирным треком, судя по всему, только входит в самую активную фазу.




