Захватнический угар начинает вредить Трампу. Мистер президент этого не понимает, но с каждым днем выясняется, что Гренландия действительно стоит того, чтобы её забрать (или держаться за неё до последнего).
В штабах рады не все
Огорченный нежеланием Дании делиться Гренландией президент США объявил, что для Германии, Франции, Финляндии, Швеции, Дании, Нидерландов, Норвегии и Великобритании вводятся пошлины. Они составят 10% и начнут действовать с 1 февраля этого года.
Если указанные страны не изменят позицию по передаче Гренландии Штатам, то с 1 июня пошлины увеличатся до 25%. Они будут взиматься со всех товаров, отправляемых из Европы в США, до тех пор, пока Гренландия не станет частью США.
Американские СМИ пишут, что Трамп якобы приказал объединённому командованию специальных операций подготовить план вторжения в Гренландию. Однако некоторые военачальники заявили, что это незаконно.
Издание The Mail on Sunday сообщает, что замахнуться на Гренландию Трамп решился после захвата президента Венесуэлы Николаса Мадуро и вялой реакции на это «уважаемых партнеров».
Чем ответила Европа
Старушка Европа слышит бодрого старика, грозящего с той стороны Атлантики. И дала асимметричный ответ. Франция, Финляндия, Швеция, Дания, Нидерланды, Норвегия и Великобритания объявили о проведении военных учений в Гренландии. Судя по цифрам, вдохновлялись, видимо, опытом «Роснано».
Например, Франция послала 15 военнослужащих, Германия — 13. Ещё троих солдат делегировала Швеция, двоих — Норвегия, одного — Великобритания. Командовать объединённым корпусом (простите) станет Дания.
Примечательно ещё тут то, что Германия отозвала своих бойцов во главе с контр-адмиралом Штефаном Паули 18 января, на второй день после прибытия.
Группировка европейских сил так ничтожна, что разбить её сможет персонал одной американской базы Питуффик (еще одно её название «авиабаза Туле». — Прим. авт.), где трудится 166 человек.
Обойтись бы без Китая
Сражаться тут есть за что. Неофициальное название Гренландии — «кладовая мира». На её территории сосредоточены большие запасы редкоземельных металлов, за которыми охотятся по всей планете.
В наши дни до 90% этих металлов контролирует Китай (по итогам 2023 года КНР выпустила 240 тыс. тонн РЗМ, или 69% из 350 тыс. тонн, произведенных во всём мире. — Прим. авт.), что ставит США в зависимость от Китая.
Эти металлы нужны Америке (в ближайшей перспективе) и администрации Трампа (сейчас) для развития оборонно-промышленного комплекса, то есть для создания большего количества военной техники. Ага, тому самому президенту, который мечтает о Нобелевской премии мира, но получил медаль премии от венесуэльской оппозиционерки.
Чтобы не зависеть от Китая, США нужны свои месторождения. Ближайшими можно разжиться в Гренландии.
Там добыча в промышленных масштабах ещё не началась. Разведаны два месторождения в южной и западной частях острова. В отношении них даны положительные заключения.
Так почему бы США не создать общие компании с Данией и добывать редкоземы на правах партнёров?
Виноваты амбиции, трамповские и глобальные. В Штатах мыслят на десятки лет вперёд. Помимо металлов, им нужна дополнительная точка на карте, где можно развернуть зонтик противоракетной обороны и отслеживать пуски баллистики там, где сейчас делать это возможно, но сложно.
Американцы давно забурились
Есть на острове еще одна точка приложения.
В апреле 2024 года во время облета гренландского ледяного щита сотрудник НАСА Чэд Грин обнаружил разветвленную сеть построек. Она залегала на глубине нескольких десятков метров. Так, из-за таяния льдов мистер Грин обнаружили закрытую военную научно-исследовательскую базу Camp Century.
Американцы открыли её в 1959 году в рамках секретного проекта «Ледяной червь». Планировалось создать сеть стартовых площадок для ракет с ядерными боеголовками.
Вашингтон амбициозно планировал создать сеть тоннелей длиной до 4000 километров и скрыть под толщей льда 600 специально адаптированных под этот проект баллистических ракет Minuteman.
Бить ими планировалось по СССР, а обслуживающий персонал должен был составить 200 человек.
И если базу саму построили, оборудование завезли, передвижную АЭС PM-2A мощностью 2 МВ установили и запустили, то ракеты туда не прибыли.
Из-за движения ледников проложенные туннели постепенно деформировались, а для поддержания в порядке сети длиной в три километра требовалось удалять 120 тонн снега и льда ежегодно. Кроме того, тогдашнее датское правительство было категорически против милитаризации острова.
Спустя 33 месяца работы, 1963-м году, АЭС вывезли с базы.
В1964-м база Camp Century с круглогодичного режима работы перешла на летний, а в 1965 году её эвакуировали.
Прибывшие к Camp Century в 1969 году исследователи убедились, что часть тоннелей обвалилась, часть деформировалась, а ледники перемололи то, что находилось внутри.
Сейчас учёные и экологи бьют тревогу. Они полагают, что в глубине базы законсервированы радиоактивные отходы. Расчёт на то, что толща льда надёжно укроет их от внешней среды, не оправдался.
Ледяной щит Гренландии начал таять. Всё скрытое под ледяной толщей может попасть в снег и воду, отравив экосистему острова и затруднив и работу месторождений, и проживание на острове.
Претензий от «европейских партнеров» тоже исключать нельзя. Вот тут-то «зеленая повестка» любителям экологии и многомилионных штрафов из Евросоюза пригодится.
«Великая глупость»
Бывшие друзья-товарищи уже подают Трампу сигналы. Великобритания после многолетних споров передаст Маврикию суверенитет над Чагосом, включая атолл Диего-Гарсия.
Американский президент намёк уловил:
«Шокирует то, что наш «гениальный» союзник по НАТО, Соединенное Королевство, в настоящее время планирует передать место расположения жизненно важной военной базы США (на самом деле база общая, британско-американская. — Прим. авт.), Маврикию, и сделать это БЕЗ КАКОГО-ЛИБО ОБОСНОВАНИЯ.
Передача чрезвычайно важной территории является актом ВЕЛИКОЙ ГЛУПОСТИ и является еще одним в длинном списке причин национальной безопасности, по которым Гренландия должна быть приобретена.
Дания и ее европейские союзники должны ПОСТУПИТЬ ПРАВИЛЬНО».





