«Я вижу, ты злишься»: новая инструкция для учителей объяснила, что делать с буйным учеником
Министерство просвещения направило в регионы официальную методичку для работников образования. Документ содержит пошаговые рекомендации, как педагогу действовать, если школьник проявляет агрессию. Главная задача, согласно инструкции, — не подавить ребенка, а помочь ему справиться с состоянием, чтобы избежать закрепления силовой модели поведения.
В документе подчеркивается, что в любой ситуации учитель обязан действовать строго в правовом поле. Под строгим запретом оказываются физическая сила, крик и переход на личности. Агрессия со стороны ученика может быть связана с разными причинами: от сложностей в социализации и проблем дома до копирования поведения взрослых. Иногда грубость, как отмечают авторы, служит сигналом внутреннего кризиса ребенка.
Задача учителя — «не подавить ученика, чтобы не закрепить силовую модель поведения, а помочь справиться с этим состоянием, снизить злость и агрессию в моменте».
Первое, что должен сделать педагог, — восстановить собственный самоконтроль. Для этого рекомендуются простые, но эффективные приемы: сделать несколько глубоких вдохов, принять устойчивую позу и коснуться спиной опоры, например, стены или стула. Затем учителю следует быстро оценить ситуацию, задав себе несколько ключевых вопросов. Важно понять, характерно ли такое поведение для конкретного ученика, насколько в инцидент вовлечены другие дети и угрожает ли им опасность. В зависимости от ответов, действия могут варьироваться от эмоционального реагирования до привлечения охраны или правоохранительных органов.
Если ситуация перерастает в физическую атаку, инструкция предписывает четкий алгоритм. Педагог должен в первую очередь обеспечить эвакуацию других учеников из класса, поручить кому-то позвать дежурного учителя или охрану и постараться сохранить безопасную дистанцию с агрессором.
Особое внимание в документе уделяется технике разговора с ребенком в момент конфликта. Учителю рекомендуется «вербализовать» эмоции ученика, то есть назвать их. Например, сказать: «Я вижу, ты злишься, ты расстроен. Это происходит из-за…?». Следующий шаг — перефразировать слова ребенка, избегая обвинительного тона. Подойдут фразы вроде «Я правильно понял, что ты…?» или «Тебя сейчас задело…?». Из речи педагога должен исчезнуть любой негатив и агрессия. Даже привычное «Успокойся!» советуют заменить на более нейтральное: «Тебе важно, чтобы я услышал тебя?».
Педагогам, к примеру, советуют говорить не «Успокойся!», а «Тебе важно, чтобы я услышал тебя?».
После деэскалации конфликта учителю следует попытаться перенести разговор на потом, предложив ребенку обсудить ситуацию один на один после уроков. Важный нюанс — такую беседу нельзя откладывать или отменять. Если ученик согласился, педагог обязан провести эту встречу, а затем проинформировать о ней классного руководителя, школьного психолога и родителей. Акцент в разговоре с семьей должен делаться не на жалобе, а на поиске единой стратегии воспитания и поддержки ребенка.
Завершается инструкция рекомендацией для самого педагога. После стрессовой-ситуации учителю необходимо восстановить собственное психологическое состояние, не пренебрегая помощью коллег и школьных психологов. Этот документ стал реакцией на участившиеся случаи агрессии в школах и призван дать педагогам четкие, юридически и психологически выверенные инструменты для действий в сложных обстоятельствах.





