Очередная тревожная ночь на юге России принесла с собой не только звуки сирен и разрывы в небе, но и реальную угрозу масштабной техногенной и экологической катастрофы. Целями атаки, осуществленной беспилотниками Вооруженных сил Украины в ночь на 22 декабря, стали критически важные объекты портовой инфраструктуры Краснодарского края. Основной удар пришелся по портовому комплексу в поселке Волна Темрюкского района, где в результате падения обломков сбитых дронов вспыхнули мощные пожары, в том числе на мазутопроводе.
От первых взрывов до горящего мазута: хроника атаки на порт Волна и ее последствия
Первые взрывы в Темрюкском районе прозвучали еще вечером 21 декабря. По данным регионального оперативного штаба, по воздушным целям отработали силы противовоздушной обороны, однако обломки сбитых беспилотников, упав на территорию терминала, вызвали серию возгораний. Изначально около полуночи сообщалось о пожаре на площади в 100 квадратных метров, пострадавших не было. Однако вскоре картина кардинально изменилась, показав, что последствия атаки оказались куда серьезнее.
Однако последствия оказались тяжелее, чем по первой оценке, поэтому посреди ночи губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев собрал экстренное заседание оперативного штаба.
По уточненным данным, обломки беспилотников повредили ключевые объекты инфраструктуры: два причала, два судна (танкер и еще одно судно), подводящий трубопровод для перекачки мазута, а также два резервуара. На двух судах вспыхнули пожары, но все члены экипажей были заранее и оперативно эвакуированы. Наиболее сложной ситуация оказалась с тушением горящего трубопровода с мазутом. Площадь этого возгорания оценивалась уже в 1500 квадратных метров.
На место происшествия были стянуты значительные силы. С огнем боролись 119 человек и 34 единицы техники, включая сотрудников Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. Для координации усилий по ликвидации последствий губернатор лично направил в Темрюкский район своего заместителя Дмитрия Маслова. К утру 22 декабря удалось добиться значительных успехов: пожар на одном из танкеров и причале в порту Тамань был полностью ликвидирован. Возгорание на мазутопроводе продолжалось, но его площадь была локализована и сокращена. Важным стало и то, что, по официальным данным, разлива нефтепродуктов удалось избежать.
Выбор цели для атаки не был случайным. Поселок Волна, где расположен пострадавший портовый комплекс «ОТЭКО», находится в непосредственной близости от ключевого транспортного узла юга России. Расстояние от порта до въезда на Крымский мост составляет всего около 10 километров. Этот фактор существенно повышает стратегическое значение территории и объясняет повышенное внимание к ее защите.
Кроме того, инцидент 22 декабря стал уже вторым ударом по портовой инфраструктуре Темрюкского района за последний месяц. Ранее, в ночь на 5 декабря, беспилотники атаковали собственно порт города Темрюк. Тогда также произошло возгорание, для ликвидации которого привлекались 32 специалиста и 8 единиц техники, персонал был эвакуирован, обошлось без жертв. По данным ряда источников, целью той атаки мог стать газовый терминал. Эти повторяющиеся удары указывают на формирование устойчивой тенденции, в рамках которой портовые и нефтегазовые объекты Краснодарского края становятся приоритетными целями.
Это вторая атака украинских беспилотников на объекты портовой инфраструктуры в Темрюкском районе Кубани за месяц.
Стоит отметить, что активность беспилотников в эту ночь наблюдалась и в других регионах. По сводке Министерства обороны России, всего за ночь с 21 на 22 декабря над акваторией Черного моря было уничтожено 25 дронов, над Азовским — еще три, а над территорией Краснодарского края — три украинских беспилотника.
Реакция региональных властей на инцидент была незамедлительной и носили публичный характер. Губернатор Вениамин Кондратьев не только провел экстренное заседание штаба с участием силовых блоков, вице-губернаторов и даже собственника пострадавшего комплекса, но и постоянно держал ситуацию на личном контроле, о чем информировала его пресс-служба. Такой уровень вовлеченности главы региона подчеркивает серьезность произошедшего.
Все официальные сообщения, исходившие как от оперативного штаба, так и от губернатора, делали особый акцент на двух ключевых моментах: масштабах ущерба для инфраструктуры и, что особенно важно, отсутствии жертв среди людей. «Пострадавших нет» — эта фраза кочевала из одного официального релиза в другой. Подчеркивалась и успешная эвакуация экипажей судов до того, как на них вспыхнул огонь. В условиях подобных чрезвычайных происшествий такая коммуникация направлена на предотвращение паники и демонстрацию контроля над ситуацией.
Атака на порт Волна высветила уязвимость сложных промышленных объектов даже при успешной работе систем ПВО. Падение обломков сбитых летательных аппаратов может нанести значительный ущерб и вызвать труднотушимые пожары, особенно когда речь идет о нефтепродуктах. Этот инцидент, ставший частью более широкой картины атак на энергетическую и транспортную инфраструктуру юга России, ставит новые вопросы перед службами безопасности и обороны о комплексной защите таких объектов.





