Нефтехимия в зоне риска: почему атаки дронов стали новой реальностью для промышленных гигантов

 »   » 
  • Опубликованно
  • Нефтехимия в зоне риска: почему атаки дронов стали новой реальностью для промышленных гигантов

Российская промышленность, особенно ее топливно-энергетический комплекс (ТЭК), столкнулась с новым масштабным вызовом. Атаки с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) стали реальной угрозой для стратегически важных объектов, включая нефтеперерабатывающие заводы и предприятия нефтехимии. Эти инциденты заставляют пересматривать подходы к безопасности на государственном и корпоративном уровнях, инвестировать в сложные системы защиты и искать баланс между бесперебойной работой и надежной охраной.

БПЛА способны летать на большие расстояния, они управляются оператором на расстоянии нескольких километров. Компактные, быстрые и простые в маневрировании, небольшие БПЛА трудно обнаружить, что делает их реальной угрозой безопасности добычных объектов, НПЗ, электростанций.

Объекты энергетики и нефтехимии — крупные, их легко идентифицировать и обнаружить, что, парадоксальным образом, повышает их уязвимость. Ситуация развивается по нарастающей: увеличивается дальность полета дронов и масса боевого заряда, который они могут нести. Если в начале подобных атак использовались устройства с зарядом около 2 кг тротила, то сейчас в ходу дроны с размахом крыла до 6 метров и нагрузкой до 30 кг.

Эволюция угрозы: от точечных ударов к системной проблеме

Первые атаки на промышленные объекты с помощью БПЛА были зафиксированы еще летом 2022 года. С тех пор география и частота инцидентов только расширяются. Увеличенная дальность современных беспилотников позволяет им достигать регионов, значительно удаленных от границ, включая Самарскую область и Татарстан, хотя основные удары по-прежнему приходятся на юг России.

Появляются и новые тактические приемы. Например, как отмечают эксперты, дроны теперь могут нести «начинку» из поражающих элементов, с чем уже столкнулся один из независимых НПЗ в Краснодарском крае. Даже в случае отраженной атаки, когда беспилотник просто падает на территорию предприятия, по соображениям безопасности часто требуется остановка оборудования для тщательного обследования, что ведет к простоям и финансовым потерям.

Вызовы для отрасли: логистика, ремонты и репутация

Атаки беспилотников усугубляют существующие проблемы нефтеперерабатывающей промышленности. Введение международных санкций ограничило поставки сложного оборудования, а созданные ранее запасы комплектующих постепенно исчерпываются. В таких условиях даже плановые ремонты занимают больше времени, а внеплановые остановки из-за повреждений от ударов БПЛА серьезно сказываются на графиках работы заводов.

Замещение временно выбывших мощностей за счет увеличения нагрузки на другие предприятия создает дополнительное давление на логистику, прежде всего на железнодорожный транспорт, который и без того работает с высокой нагрузкой. Все это отражается на стабильности рынка. Рост внутреннего спроса, сокращение объемов топлива для внутреннего рынка в пользу экспорта и увеличение сроков доставки уже вынуждали правительство принимать жесткие меры, такие как временные запреты на экспорт бензина и дизельного топлива.

Нестабильность экспортных поставок имеет не менее неприятные последствия, чем с отгрузками на внутренний рынок, поскольку это идет вразрез со статусом России как надежного поставщика.

Эксперты отмечают, что, хотя вынужденные остановки из-за повреждений оборудования признаются форс-мажором, заказчики из дружественных стран постепенно начинают отказываться от контрактов на поставку российских нефтепродуктов, опасаясь срывов поставок.

Меры противодействия: технологии защиты и позиция государства

Предприятия и государственные органы не остаются в стороне. Внедряются различные средства защиты: системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для подавления каналов управления дронами, а также гигантские антидроновые сетки, которыми накрывают critical производственные здания. Однако у этих методов есть свои недостатки. Стационарные системы РЭБ очень дороги, а мобильные эффективны лишь как дополнение. Современные дроны используют сложные методы смены частот, что затрудняет их «глушение». Антидроновые сетки не спасают от последовательных ударов в одну точку или от поражающих элементов, разлетающихся при взрыве.

Вице-премьер РФ Александр Новак ранее отмечал, что механизмы защиты объектов ТЭК постоянно совершенствуются, но при этом признал невозможность на 100% исключить атаки БПЛА. Со стороны представителей власти периодически звучит мнение, что компании должны в значительной степени самостоятельно обеспечивать безопасность своих активов. Такую позицию, в частности, выражал глава оборонного комитета Госдумы Андрей Картаполов в мае 2023 года и глава Татарстана Рустам Минниханов в апреле 2024 года.

В марте 2024 г. директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго РФ Андрей Верхов на круглом столе в Совфеде сообщил о работе над мерами безопасности для НПЗ. По его словам, сотрудничество с Росгвардией позволяет разрабатывать меры по обеспечению безопасности объектов, включая установку систем защиты типа «Панцирь».

Это указывает на движение к более комплексному, совместному подходу между государством и бизнесом. Эксперты сходятся во мнении, что для эффективной защиты необходимы системы с круговым обзором на 360 градусов, способные обнаруживать десятки целей одновременно на расстоянии не менее 3 километров, а также технологии для поиска операторов дронов.

Текущая ситуация с защитой промышленных объектов, в том числе и в нефтехимическом секторе, демонстрирует, как технологический прогресс в одной области (беспилотники) создает сложные и дорогостоящие проблемы в другой (промышленная безопасность). Ответом становится симбиоз технологических решений, организационных мер и перераспределения ответственности между компаниями и государством. Эта борьба продолжается, и ее итог во многом определит устойчивость ключевых отраслей российской экономики в новых условиях.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа