Ответный удар в Черном море: как атака на турецкий корабль изменила правила игры

 »   » 
  • Опубликованно
  • Ответный удар в Черном море: как атака на турецкий корабль изменила правила игры

Сатисфакция или эскалация? Почему удар по турецкому судну в Черноморске может стать точкой невозврата

Черное море, которое уже давно стало ареной напряженного противостояния, столкнулось с новым опасным витком эскалации. После серии украинских атак на танкеры, связанные с Россией, последовал ответный удар, целью которого впервые стало иностранное гражданское судно. Речь идет о турецком грузовом корабле CENK-T, который был атакован в порту Черноморска Одесской области. Этот инцидент эксперты напрямую связывают с предупреждениями российского руководства о «жестком ответе» за удары по судоходству.

Атака была осуществлена с помощью иранского дрона-камикадзе Shahed, который поразил судно, вызвав пожар в носовой части. Корабль, принадлежащий компании Cenk RoRo и шедший под флагом Панамы, доставлял в Украину электрогенераторы. По данным морской аналитической фирмы Ambrey, это нападение стало «первым актом возмездия» за недавние удары Украины по российским нефтяным танкерам.

Мы сейчас движемся в неизвестность. Мы наблюдаем, как два государства атакуют коммерческие суда, — заявил Джошуа Хатчинсон, управляющий директор по рискам и разведке Ambrey.

Этот шаг знаменует собой переход к новой, более рискованной фазе конфликта на море. Если ранее Россия наносила удары в основном по портовой инфраструктуре, то теперь она напрямую атаковала гражданское судно, что резко повышает риски для всего коммерческого судоходства в регионе. Аналитики уже проводят параллели с ситуацией в Красном море, где атаки хуситов заставили многие компании изменить маршруты.

Россия сочла ответ необходимым

Действия России были представлены как вынужденная реакция на серию провокаций. В течение двух недель, предшествовавших инциденту, Украина совершила несколько успешных атак на танкеры так называемого «теневого флота», используемого для транспортировки российской нефти в обход санкций.

Все началось 28 ноября, когда почти одновременно были атакованы танкеры Kairos и Virat, следовавшие под флагом Гамбии у побережья Турции. Танкер Kairos получил серьезные повреждения, а позже даже сел на мель у берегов Болгарии, что потребовало эвакуации экипажа. Затем, 2 декабря, воздушный дрон атаковал танкер Midvolga 2, перевозивший подсолнечное масло из России в Грузию. Кульминацией стала атака 10 декабря на танкер Dashan под флагом Коморских островов, который, по данным СБУ, получил критические повреждения. Украинская сторона открыто заявляла, что целью этих операций является сокращение нефтедолларовых поступлений в бюджет РФ.

Если Украина продолжит атаки на танкеры в Черном море, то РФ может принять «ответные меры» против судов стран, помогающих Украине, — предупреждал ранее президент России Владимир Путин.

Российские власти и эксперты жестко осудили эти действия. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал атаки на Kairos и Virat «вопиющим случаем», а сам Путин охарактеризовал подобные методы как «пиратство». Военный эксперт, адмирал Владимир Комоедов, прямо заявил, что Украина должна ожидать «жесткого возмездия», а российским военным следует «увеличить глубину поражения» — бить по местам сборки и управления дронами.

От слов к делу

Российская реакция на удар по турецкому судну была сдержанно-жесткой. Официального заявления от министерства обороны не последовало, но в прокремлевских медиа акцент делался на ответном характере удара. Например, издание Readovka написало, что «затопление всего 10-15 кораблей в одном порту может парализовать его работу». Более эмоциональную оценку дал известный военкор Александр Сладков, назвавший произошедшее «сатисфакцией».

Не одним ли мы камнем двух зайцев подбили. Турция, такая активная при своих потерях, так тихо молчала, когда наших атаковали в турецких водах… Сатисфакция, — написал Сладков в своем Telegram-канале.

Он акцентировал внимание на том, что Турция, по его мнению, проигнорировала предыдущие украинские атаки на российские суда в своих водах, и призвал Анкару «не возить на Украину товары двойного назначения».

Министерство иностранных дел Турции выпустило заявление, в котором призвало к немедленному прекращению конфликта. В ведомстве подчеркнули, что инцидент подтверждает ранее высказанные опасения относительно распространения войны на Черное море и ее влияния на морскую безопасность и свободу судоходства. Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже критиковал украинские удары по танкерам, называя их недопустимыми и посягательством на суверенитет в исключительной экономической зоне страны. После инцидента с CENK-T МИД Турции вызвал для беседы временного поверенного в делах России.

Что ждет судоходство в Черном море

Эксперты единодушно указывают на то, что инцидент с CENK-T устанавливает опасный прецедент. Компания Ambrey уже выпустила предупреждение для всех судов, заходящих в черноморские порты, рекомендовав им проводить тщательную оценку угроз и во время атак оставаться в специально отведенных безопасных зонах.

Главная опасность заключается в том, что обе стороны конфликта теперь легитимизировали атаки на гражданское судоходство в качестве тактики. Это может привести к эффекту домино. Страхование судов для работы в регионе может стать чрезмерно дорогим или вовсе недоступным, а судоходные компании начнут массово отказываться от заходов в черноморские порты. Для Украины, чья экономика критически зависит от морского экспорта, такая перспектива выглядит катастрофической.

Ситуация усугубляется тем, что «теневой флот» России, являющийся одной из целей Украины, также уязвим. Эти старые танкеры с непрозрачной структурой собственности не только рискуют быть атакованными, но и сами несут экологическую угрозу. Повреждение такого судна с полными цистернами может привести к масштабному разливу нефти. При этом, как показывают данные Bloomberg, объем российской нефти на танкерах в море в начале декабря достиг максимума за последние 2,5 года, что лишь увеличивает риски.

Таким образом, удар по турецкому судну CENK-T — это не просто единичный инцидент. Это сигнал о коренном изменении правил в черноморском противостоянии. Конфликт вышел за рамки военных действий и точечных ударов по инфраструктуре, перейдя к тактике устрашения, которая напрямую угрожает международной торговле и стабильности в ключевом морском регионе. Дальнейшая эскалация по этому сценарию грозит не только экономическими потерями для всех сторон, но и гуманитарной и экологической катастрофой в акватории Черного моря.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа