Прощайте, Toyota и BMW: как драконовский утильсбор перекроил рынок иномарок в России

 »   » 
  • Опубликованно
  • Прощайте, Toyota и BMW: как драконовский утильсбор перекроил рынок иномарок в России

С 1 декабря 2025 года автомобильный рынок России пережил настоящий шок. Вступили в силу новые правила расчета утилизационного сбора, которые радикально изменили экономику параллельного импорта. Теперь ввоз большинства популярных иномарок для личного пользования из категории «выгодная альтернатива» перешел в разряд «непозволительной роскоши». Суммы, исчислявшиеся до этого тысячами рублей, взлетели до миллионов.

Одно из ключевых нововведений — полная отмена льготного утильсбора для машин мощнее 160 л.с., которые ввозят частные лица. Ранее владелец платил символические 3,4 тысячи рублей за новый автомобиль младше трех лет. Сейчас же расчет ведется по коммерческим ставкам. Базовый тариф в 20 тысяч рублей умножается на коэффициент, зависящий от мощности двигателя. Для электромобилей и последовательных гибридов учитывается 30-минутная пиковая мощность электромотора.

Теперь расчет производится по ставкам, ранее предназначавшимся исключительно для коммерческих компаний. Фактически стоимость утильсбора для многих моделей выросла в сотни раз – до сотен тысяч и даже миллионов рублей.

Удар ощутили на себе самые популярные у российских покупателей модели. Например, за ввоз нового Geely Monjaro с двигателем 2.0 л (238 л.с.) физическому лицу теперь грозит платеж в размере 842 000 рублей, а с 1 января 2026 года — уже 1 398 000 рублей. Для сравнения: до 1 декабря 2025 года эта сумма составляла всего около 3,4 тысячи рублей.

Сильнее всего изменения ударили по сегменту кроссоверов и внедорожников среднего и премиального класса. В зоне риска оказались модели, которые были локомотивами параллельного импорта: Hyundai Santa Fe и Palisade, мощные версии Tucson и Kia Sportage, Toyota RAV4 и Highlander, а также BMW X3 и X5.

Расчеты наглядно демонстрируют новый масштаб затрат. Утильсбор для Toyota RAV4 с мотором 2.0 (171 л.с.) с 1 января 2026 года составит 1 245 000 рублей, для Toyota Camry (2.0, 197 л.с.) — 1 321 200 рублей, а для BMW X5 (258 л.с.) — 1 533 200 рублей. Эти цифры — дополнительная нагрузка поверх таможенной пошлины.

В частности, за ввоз нового Toyota RAV4 с базовым мотором 2.0 россиянину с 2026 года придется уплатить дополнительные 900 тыс. рублей утильсбора, а за BMW X5 — дополнительные 2,6 млн рублей.

Не стали исключением и современные гибридные технологии. Для последовательных гибридов и электромобилей правила еще жестче. Так, утильсбор на популярный Lixiang Li Auto L9 после 1 января 2026 года достигнет 2,52 млн рублей. Это ставит крест на массовом ввозе таких машин частными лицами.

Ажиотажный спрос перед вступлением правил в силу привел к историческому рекорду на таможнях. В ноябре 2025 года только приморские таможни оформили 58 465 автомобилей для личного пользования — вдвое больше, чем годом ранее. Люди стремились успеть ввезти машины по старым, «человеческим» ставкам.

Эксперты прогнозируют, что последствия реформы будут глубокими и долгосрочными. «Национальный автомобильный союз» ожидает, что с новыми ставками бюджет России будет терять ежегодно до 300 млрд рублей из-за недополученных доходов. Рынок новых автомобилей мощностью выше 160 л.с. для частных импортеров практически прекратит существование, а цены на уже растаможенные подержанные иномарки с высокомощными двигателями могут вырасти.

В таких условиях акцент смещается на автомобили с двигателями мощностью до 160 л.с., на которые продолжает действовать льготный сбор, а также на модели, локализованные на территории России. Как отмечается в аналитических материалах, «российский автопарк в ближайшие годы будет продолжать стареть, а его общее состояние — ухудшаться». Новые правила, по замыслу регулятора, призваны стимулировать локальное производство, однако их непосредственным итогом стало резкое сокращение доступности широкого круга иномарок для рядового потребителя.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа