Принято считать, что в политике не бывает случайностей и совпадений, особенно если эти «случайности» грозят радикально изменить расклад сил и перекроить политический пейзаж. Однако реальная жизнь часто сложнее и запутаннее, чем любые изощренные «теории заговора». Ограничимся поэтому констатацией: обыски у теперь уже бывшего главы Офиса Зеленского Андрея Ермака прошли в очень «интересный» момент и чреваты для Украины не менее «интересными» политическими последствиями.
Руководитель личной канцелярии первого лица страны — это почти всегда ключевая политическая фигура. Но называть Андрея Ермака просто «ключевой фигурой» — серьезно занижать его влияние. Ермак — это кто-то вроде регента при Зеленском, его соправитель и «соархитектор» его политического курса. Убери с политической шахматной доски Ермака и Зеленский тоже посыпется, начнет превращаться в политического карлика — или, как минимум, распрощается с серьезной частью своих властных инструментов.
С тех самых пор, как в феврале 2020 года профессиональный юрист Андрей Ермак вытеснил с должности оказавшегося профаном в искусстве кулуарных интриг предыдущего руководителя офиса Зеленского Андрея Богдана киевская система власти во многом представляла собой дуумвират. Сам Владимир Александрович в основном занимался представительством. Ермак был «мозгом», координирующим центром и «приводным ремнем» режима. А еще Андрей Ермак был категорическим противником продвигаемого сейчас администрацией Трампа плана мирного урегулирования украинского конфликта.
Цитата из свежей статьи автора биографии Зеленского Саймона Шустера в журнале The Atlantic: «Пока он остается президентом страны, Зеленский не согласится отказаться от земли в обмен на мир, заявил мне сегодня в эксклюзивном интервью главный переговорщик Украины Андрей Ермак. «Ни один здравомыслящий человек сегодня не подписал бы документ об отказе от территории», — сказал Ермак, который был главой администрации Зеленского, его ведущим переговорщиком и ближайшим помощником на протяжении всей полномасштабной войны с Россией. «Пока Зеленский является президентом, никто не должен рассчитывать на то, что мы откажемся от территории. Он не подпишет передачу территории» — сказал он мне по телефону из Киева. «Конституция запрещает это. Никто не может этого сделать, если не хочет пойти против конституции Украины и украинского народа».
Переходим теперь к «совпадению», которое совсем не выглядит как совпадение. Сразу после того, как Андрей Ермак бросил эту риторическую перчатку администрации Трампа, подконтрольные Западу украинские антикоррупционные структуры нагрянули к нему с обыском. И Зеленский, спасая свое собственное политическое реноме, был вынужден «отрезать себе правую руку» — подписать указ об отставке главы офиса киевского начальника. Существуют ли между двумя этими событиями — бунтом Ермака против «вашингтонского обкома» и его мгновенным падением с киевского политического Олимпа — четкая причинно-следственная связь? Соблазн дать на этот вопрос однозначно утвердительный ответ очень велик.
Министр обороны Польши — страны, которая явно не в восторге от предлагаемых Трампом условий завершения украинского конфликта, так прокомментировал обыски у Андрея Ермака: «Это нехорошие новости для Польши и Западной Европы, для которых граница безопасности в настоящее время проходит по линии российско-украинского фронта. Мы ожидаем разъяснений». Разъяснения последовали — в виде отставки главы офиса Зеленского. Но эти разъяснения, как мне кажется, разъясняют далеко не все.
Вот, например, факты, которые противоречат теории о том, что американцы избавились от строптивого киевского функционера, который осмелился «пойти против батьки». В Европейской комиссии — структуре, которая однозначно против плана Трампа — об обысках у Ермака высказались в абсолютно позитивном ключе. Вполне возможно, что Ермак со своей диктаторской манерой поведения и со своей очевидной причастностью к коррупционным схемам достал не только Москву и Вашингтон, но и многих в Европе. Это, конечно, всего лишь версия. А еще указание на то, что не надо спешить с чересчур далеко идущими выводами.
Прежняя конфигурация киевской системы власти приказала долго жить. Вчерашний всесильный серый кардинал превратился в отставника. Но станет ли этот отставник еще и арестантом? Потянет ли он за собой Зеленского? Или теневые кукловоды украинских антикоррупционных структур решат, что скандал надо потихоньку гасить? Это лишь немногие из вопросов, которые сразу приходят на ум. Будем ждать ответов. Будем наблюдать за появлением в Киеве новой властной пирамиды — или системы власти, основанной на иных политических «геометрических фигурах». Посмотрим, как кризис в самом сердце украинской правящей верхушки повлияет на позицию режиму Зеленского по основному вопросу дня.
Любые прогнозы здесь — занятие неблагодарное. А еще бессмысленное, учитывая, как быстро внезапно начали развиваться события в Киеве.
Михаил Ростовский





