Новые правила приема в российские школы, вступившие в силу весной 2025 года, выявили серьезные проблемы с подготовкой детей иностранных граждан к обучению. Согласно официальным данным, лишь немногим более 19% подавших заявления смогли успешно преодолеть вступительные процедуры и сесть за парты. Основными препятствиями стали недостаточное знание русского языка и ошибки в оформлении документов.
«После двух требований — предъявить пакет документов и знание русского языка — около 19 процентов детей смогли поступить в школы. То есть документы у них нормальные и экзамен они сдали», — сообщил глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
Озвученная статистика означает, что из более чем 80% детей, не прошедших отбор, большинство не справились с языковым тестированием, а их родители не смогли правильно подготовить необходимые бумаги. Рособрнадзор уже начал изучать ситуацию, запросив у регионов с наибольшим количеством заявок от иностранных граждан подробную информацию об опыте тестирования и зачисления.
Строгие правила нового приема
С 1 апреля 2025 года в России действует обновленный порядок приема детей иностранных граждан в школы. Изменения, внесенные приказами Минпросвещения, сделали обязательным два ключевых условия: подтверждение законности пребывания семьи в РФ и успешное прохождение тестирования на знание русского языка.
Тестирование, которое проводится бесплатно в уполномоченных школах, имеет дифференцированный подход в зависимости от класса поступления. Для будущих первоклассников проверяются навыки слушания и говорения, знание частотной лексики, умение называть предметы с опорой на рисунки. Со второго класса добавляются требования к чтению и письму, которые усложняются с каждым последующим классом.
«Тестирование считается успешно пройденным, если набрано не менее 3 баллов».
Для поступления родителям необходимо предоставить расширенный пакет документов, включающий копии документов, подтверждающих родство, законность нахождения в России, прохождение дактилоскопической регистрации ребенком, а также медицинское заключение об отсутствии инфекционных заболеваний. Все иностранные документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.
Статистика отсева на разных этапах
Более детальный анализ статистики показывает, что процесс отсева начинается еще до этапа тестирования. Согласно данным, опубликованным в сентябре, из 23 616 детей, на которых были поданы документы для обучения в российских школах, полный комплект документов был предоставлен только для 8 223 детей. Именно они были допущены к тестированию.
Из 5 940 детей, прошедших тестирование, успешно с ним справились 2 964 ребенка, что составляет 50% от числа сдававших, но лишь 12,6% от общего количества изначально подававших документы. Окончательный показатель в 19% относится к тем, кто выполнил оба требования — и документальное, и языковое.
«Более 80 процентов таких детей не были зачислены из-за недостаточного знания языка и ошибок родителей в оформлении документов».
Последствия и дальнейшие шаги
Дети, не прошедшие тестирование, не теряют возможности получить образование в российских школах. Им предлагается дополнительное обучение русскому языку с правом повторной сдачи экзамена не ранее чем через три месяца.
Рособрнадзор начинает масштабное исследование того, как новые правила влияют на обстановку в школах, взаимоотношения между детьми и работу учителей. Региональный опыт будет тщательно проанализирован для возможной корректировки процедур.
Предварительные данные уже свидетельствуют о значительном снижении количества заявлений на прием в школы от мигрантов в некоторых регионах. Как отмечал председатель Госдумы Вячеслав Володин, в Нижегородской области этот показатель сократился почти в 10 раз, а в Воронежской области — в семь раз.
Новые правила не распространяются на граждан Республики Беларусь, которые принимаются в школы на тех же условиях, что и российские дети, а также на сотрудников дипломатических миссий и международных организаций, хотя их дети сдают тест по русскому языку на общих основаниях.
Введение новых требований к поступлению в школы для детей мигрантов выявило системные проблемы с их подготовкой к обучению в российской образовательной среде. Дальнейшая работа будет направлена на изучение последствий этих изменений и возможную организацию дополнительной языковой поддержки для тех, кто не смог с первого раза соответствовать установленным критериям.




