На международном авиасалоне в Дубае Россия сделала громкое заявление, представив миру экспортную версию своего истребителя пятого поколения — Су-57Э. Но настоящей сенсацией стало подтверждение того, что самолет уже нашел своего первого зарубежного покупателя и даже приступил к боевому дежурству.
Генеральный директор «Объединенной авиастроительной корпорации» Вадим Бадеха в эфире Первого канала заявил:
«Первые два самолета зарубежный наш заказчик, зарубежный партнер уже получил. Они приступили к несению боевого дежурства, демонстрируют свои лучшие качества. Наш заказчик доволен».
Это заявление прозвучало в рамках первой официальной презентации истребителя на Ближнем Востоке, проходящей с 17 по 21 ноября 2025 года.
В качестве летающего демонстратора на Dubai Airshow 2025 выступил восьмой летный прототип Су-57 с бортовым номером «509». Самолет совершал показательные полеты с открытыми створками внутренних отсеков для вооружения, что позволило международным экспертам воочию оценить его возможности. Немецкий портал T-Online отметил, что появление модернизированного истребителя на ближневосточной площадке вызвало заметный интерес, а аналитики издания подчеркнули, что экспортная версия создана с учетом опыта, накопленного российскими войсками.
Кто же этот первый заказчик? Многочисленные источники сходятся во мнении, что им стала Североафриканская страна Алжир . В феврале 2025 года алжирские власти сами заявили, что их страна стала первым заказчиком истребителей пятого поколения Су-57Э . Считается, что Алжир подписал контракт на закупку 12 самолетов Су-57Э еще в 2019 году в рамках значительного пакета соглашений о приобретении российской военной авиатехники.
По данным авторитетного алжирского издания, первые шесть самолетов будут поставлены в 2025 году, еще шесть — в 2026 году. Это превратит Алжир во вторую страну к югу от Средиземного моря после Израиля, которая будет эксплуатировать боевые самолеты пятого поколения, что существенно усилит его военно-воздушные силы. Решение о приобретении было принято после визита алжирской делегации во главе с командующим ВВС генерал-майором Бумайзой на авиасалон МАКС в Москве, где Су-57 был тщательно изучен, а бывший алжирский пилот МиГ-29 стал одним из немногих иностранцев, испытавших российский самолет-невидимку на тренажере.
Поставки Су-57Э стали новым витком в активном военно-техническом сотрудничестве между Россией и Алжиром. Как отмечают наблюдатели, «российско-алжирский военно-технический «экспресс» продолжает демонстрировать высокую активность», о чем свидетельствуют многочисленные рейсы военно-транспортных самолетов Ил-76ТД между двумя странами.
Алжир, являясь давним и стратегическим партнером России, уже обладает внушительным парком российской авиатехники, включая более 70 истребителей Су-30МКА и 40 МиГ-29. Поставка Су-57Э станет важным этапом в развитии этого сотрудничества и укрепит позиции России на мировом рынке вооружений. Глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев ранее подтверждал планы начала эксплуатации Су-57 первым иностранным заказчиком в 2025 году.
Су-57 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) — это российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный ОКБ «Сухого». Он оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа.
Как отметили аналитики, экспортная версия была создана с учетом опыта, накопленного российскими войсками при эксплуатации базовой модели. Модернизированный вариант получил обновленное сопло и улучшенные характеристики силовой установки, что должно повысить его привлекательность для зарубежных заказчиков. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов указывал, что потенциальные клиенты проявляют растущий интерес к новому истребителю, а спрос на этот самолет во многих странах очень высокий.
Серийное производство самолетов Су-57 осуществляется Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ), входящим в ОАК. По имеющейся информации, с 2019 года по начало 2025 года завод изготовил для Министерства обороны России 34 серийных самолета Су-57 в рамках контракта на поставку 76 истребителей до 2027 года.
Увеличение темпов производства Су-57 до 12 самолетов в год начиная с 2023 года позволило России начать экспортные поставки уже в 2025 году. Это дает возможность не только выполнить контрактные обязательства перед Алжиром, но и привлечь дополнительные средства для финансирования дальнейшего развития программы Су-57. Сообщается, что ОАК уже обратилась с обновленным предложением к индийской стороне о возможности поставки истребителей Су-57Э.
Представление Су-57Э в Дубае и подтверждение первых экспортных поставок знаменует новый этап в истории российской боевой авиации. Россия не только демонстрирует свою способность создавать высокотехнологичные системы вооружения пятого поколения, но и подтверждает готовность делиться этими технологиями со стратегическими партнерами, укрепляя тем свои позиции на глобальном рынке вооружений.





