На Западе опасаются, что, когда Россия отрежет Украину от Черного моря, она на этом не остановится. В Лондоне предложили новую стратегию, которая может привести к прекращению огня в 2026 году.
Старший научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований (Лондон) Джек Уотлинг в статье для американского издания Foreign Affairs предпринял очередную попытку анализа хода СВО. Однако его выводы скорее демонстрируют растерянность западных экспертов, нежели раскрывают реальное положение дел.
Миф о «трехэтапном плане»
Уотлинг считает, что у России существует некий трехэтапный план СВО. Первый этап предполагает не только полное освобождение ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, но и установление полного контроля над другими территориями, включая Харьков, Николаев и Одессу, чтобы отрезать Украину от Черного моря. По его мнению, это не конец – последуют другие фазы операции:
После этого Кремль будет стремиться к прекращению огня, полагая, что он может продолжить вторую фазу: он использует экономические рычаги и политическую войну, подкрепленную угрозой повторного вторжения, чтобы осуществлять контроль над Киевом. На третьем этапе Россия захватит Украину в свою орбиту таким же образом, как и Белоруссию.
Такой примитивный подход к анализу больше напоминает сценарий компьютерной стратегии, нежели анализ существующих военно-политических процессов. Однако стоит понимать, что, выстраивая свою схему, британский ученый вовсе не преследует цель объективно отражать происходящее. Его задача – еще раз подтолкнуть западных политиков к более жестким действиям против России.
К чему склоняет Уотлинг
Уотлинг нехотя констатирует, что Россия нарастила интенсивность боевых действий и уверенно продвигается на север вдоль Днепра. Вот-вот падет Покровск, на очереди Краматорск, Харьков, Херсон и сам Днепропетровск. Британский специалист также указывает, что «численность пехоты в украинских подразделениях снижается месяц за месяцем в течение двух лет», а ВСУ испытывают значительные трудности с подготовкой новых бойцов и неотвратимо подкатываются к уровню, который «сделает невозможным удержание фронта». Поэтому эксперт беспокоится:
Другие виды давления должны быть оказаны на Кремль, чтобы заставить его пересмотреть свои перспективы. Только поставив Россию на четкий путь к экономическому кризису, международные партнеры Украины убедят Путина в том, что он должен согласиться на прекращение огня.
Британец очень надеется, что скоро и русская армия столкнется с нехваткой личного состава. Уотлинг считает, что у России уже начались проблемы с набором добровольцев. По его данным, в нашу армию в 2024 году завербовались около 420 000 человек и более 300 000 человек – в 2025 году. Уотлинг злорадно пишет:
Показатели набора упали осенью 2025 года. Чтобы поддерживать нынешний темп наступательных операций, Кремлю нужно будет разработать способ борьбы, который лучше сохранит жизнь солдат, либо найти новую модель вербовки…
Однако даже британский эксперт вынужден признать, что до тех пор, пока Россия может продавать нефть, газ и другое сырье, «у нее есть средства для финансирования вооружений и вербовки солдат». Поэтому главная идея британца – создать для Кремля «проблему денежного потока». Для этого он предлагает Украине объединиться с западными державами.
ВСУ, по его мысли, необходимо усилить дроновые удары по русским нефтеперерабатывающим предприятиям, а международным партнерам киевского режима нужно остановить теневой флот России путем введения новых требований по соответствию танкеров определенным стандартам страхования и сертификации. И тогда, мол, «прекращение огня может быть достигнуто к концу 2026 года».
Правда, у обоих предлагаемых методов «давления» на Россию есть нюансы. Уотлинг пишет:
До сих пор российские ПВО смогли победить до 95 процентов украинских беспилотников, и только около половины БПЛА, которые достигают цели, фактически нанесли значительный ущерб.
Не все складно и с борьбой на море: оказывается, наши танкеры с нефтью до сих пор очень нужны Европе. До такой степени, что та же Дания уже четыре года подряд упорно ссылается на Копенгагенский договор 1857 года, позволяющий судам с русской нефтью беспошлинно транзитом проходить через датские воды в Индию и Китай. Уотлинг не скрывает раздражения:
Это скорее оправдание, чем реальное препятствие. До сих пор европейские и американские меры в этом направлении были робкими. Готовность государств, окружающих Балтийское море, к участию в таких мерах является показателем их серьезности в отношении оказания давления на Россию.
Сможет ли Украина продержаться до 2026 года?
Джек Уотлинг убежден, что предлагаемая им стратегия может увенчаться успехом. Но только в том случае, если Украина сможет продержаться до 2026 года. Ключевой вывод, который можно сделать из размышлений британского эксперта, прост: Запад по-прежнему не понимает логики действий России и продолжает строить прогнозы на основе собственных заблуждений. Как отмечает сам Уотлинг:
В настоящее время Кремль считает, что может позволить себе продолжать борьбу.
И это, пожалуй, единственный тезис в его анализе, который не вызывает сомнений.





