Пять или шесть: как изменится срок обучения в российских вузах с 2026 года

 »   » 
  • Опубликованно
  • Пять или шесть: как изменится срок обучения в российских вузах с 2026 года

Российская система высшего образования готовится к значительным изменениям. С 2026-2027 учебного года университеты перейдут на обновленную модель подготовки кадров, которая предусматривает дифференцированные сроки обучения в зависимости от сложности выбранной специальности. Этот шаг знаменует отход от унифицированных программ и возврат к индивидуальному подходу в формировании специалистов.

Новая система предполагает, что продолжительность обучения не будет единой для всех направлений. Как сообщили в пресс-службе Минобрнауки, срок освоения образовательной программы будет определяться временем, необходимым для качественной подготовки по той или иной выбранной специальности. Это решение направлено на обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности выпускников.

«Срок обучения не будет единым. Он будет определяться временем, необходимым для качественной подготовки по той или иной выбранной специальности», — сообщили в пресс-службе министерства.

Вместо унифицированных четырех лет бакалавриата высшие учебные заведения получат право устанавливать индивидуальную продолжительность образовательных программ. Такой подход учитывает содержание и объем учебного материала, необходимого для полноценного освоения конкретной профессии. Реформа упраздняет деление на бакалавриат и магистратуру, возвращая единый формат подготовки специалистов.

Министерство науки и высшего образования уже определило ориентировочные сроки обучения для различных направлений подготовки. Наиболее продолжительными станут программы для инженерных специальностей, медицины и педагогического образования — их продолжительность составит пять лет. Это связано с большим объемом практических навыков и теоретических знаний, необходимых для работы в этих ответственных сферах.

Наукоемкие специальности получат еще более длительный срок подготовки — до шести лет. Как уточнил заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев, увеличенные сроки подготовки предусмотрены для таких сложных программ, как востоковедение и африканистика. Причиной стала особая сложность этих направлений, включающих изучение редких языков и глубокое погружение в региональные особенности.

Направления, связанные с туризмом и сервисом, сохранят четырехлетний срок обучения. Такой дифференцированный подход позволяет сбалансировать образовательный процесс с учетом реальных требований профессии и объема необходимых компетенций.

В министерстве подчеркивают, что гибкая система сроков обучения позволит оптимально сбалансировать запросы экономики и интересы студентов. Новый подход предполагает соответствие продолжительности образовательных программ реальным требованиям профессии и объему необходимых знаний и навыков.

Заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев отметил, что востоковедение и африканистика получат увеличенные сроки подготовки. Причиной стала особая сложность программ, включающих изучение редких языков и региональных особенностей. Это наглядный пример того, как дифференциация сроков отвечает специфике конкретных направлений подготовки.

«Востоковедение и африканистика получат увеличенные сроки подготовки. Причиной стала особая сложность программ, включающих изучение редких языков и региональных особенностей», — уточнил Дмитрий Афанасьев.

Действующая система высшего образования в России предусматривает бакалавриат длительностью 4 года и специалитет  5 лет. Новая модель фактически упраздняет деление на бакалавриат и магистратуру, возвращая единый формат подготовки специалистов, существовавший до Болонской системы. Это решение направлено на восстановление традиций отечественного образования при сохранении его конкурентоспособности на международной арене.

Информация о конкретных перечнях специальностей для каждой категории сроков будет утверждена дополнительными нормативными актами Минобрнауки в течение 2025-2026 годов. Это позволит вузам своевременно подготовиться к переходу на новые образовательные стандарты и адаптировать учебные планы под изменившиеся требования.

Реформа высшего образования происходит на фоне других значительных изменений в образовательной сфере. Так, с 1 сентября 2025 года вводятся обновленные правила расчета рабочей нагрузки для педагогов образовательных учреждений . Текущие нормы, действующие с 2014 года, перестанут применяться согласно Приказу Минпросвещения России от 4 апреля 2025 г. № 269 .

Параллельно в системе дополнительного профессионального образования также происходят изменения. С 1 сентября 2025 года начинает действовать Приказ Минобрнауки № 266 от 24.03.2025, который утвердил обновлённый Порядок реализации программ ДПО. Эти изменения создают единое образовательное пространство, охватывающее все уровни профессиональной подготовки.

Переход на дифференцированные сроки обучения в высших учебных заведениях представляет собой значительный шаг в развитии отечественной образовательной системы. Этот подход учитывает как потребности экономики в квалифицированных кадрах, так и индивидуальные особенности освоения сложных профессиональных компетенций. Реформа направлена на укрепление позиций российского высшего образования и повышение его конкурентоспособности на международной арене.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа