Рано утром 15 ноября 2025 года официальный представитель Росавиации Артем Кореняко сообщил о введении временных ограничений на прием и выпуск воздушных судов сразу в четырех аэропортах: Казани, Нижнекамска, Тамбова и Уфы. Таким образом, общее число воздушных гаваней, приостановивших работу, достигло шести — ранее, поздним вечером 14 ноября, аналогичные меры были введены в аэропорту Саратова, а в 1:10 мск — в аэропорту Самары .
«Ограничения необходимы для обеспечения безопасности полетов», — лаконично пояснил Кореняко в своем Telegram-канале в 22:31 мск . Эта фраза стала официальным комментарием к событиям, которые разворачивались на протяжении всей ночи.
Ограничения необходимы для обеспечения безопасности полетов
Подобные меры не являются беспрецедентными. Всего сутками ранее, в ночь на 14 ноября, полеты приостанавливали сразу одиннадцать аэропортов, включая Пензу, Тамбов, Краснодар, Казань, Нижнекамск, Оренбург, Саратов, Самару и Уфу . Причиной таких масштабных ограничений становится растущая угроза атак беспилотных летательных аппаратов, которые в последнее время приобрели систематический характер.
Беспрецедентная активность в небе: 216 дронов за одну ночь
Масштаб угрозы, вынудивший авиационные власти принимать столь жесткие меры, становится понятен из данных Министерства обороны РФ. В течение прошедшей ночи дежурными средствами ПВО были перехвачены и уничтожены 216 украинских беспилотных летательных аппаратов.
География атак впечатляет своим размахом. Наибольшее количество дронов — 66 — было перехвачено над территорией Краснодарского края. Еще 59 беспилотников уничтожено над акваторией Черного моря, 45 — над Саратовской областью. Значительное количество целей было нейтрализовано и над другими регионами: 19 над Крымом, 8 над Волгоградской областью, 7 над Ростовской областью. Белгородская, Тамбовская, Брянская, Воронежская, Нижегородская и Оренбургская области также подверглись атакам, хотя и в меньших масштабах.
Эта ночная активность стала продолжением дневных атак. Всего несколькими часами ранее, с 20:00 до 23:00 по московскому времени 14 ноября, российские силы ПВО сообщили об уничтожении 13 украинских беспилотников: шести над Белгородской областью, пяти над Брянской областью, по одному над Крымом и Курской областью .
Последствия атак: от ограничений полетов до повреждений инфраструктуры
Несмотря на заявления об успешном отражении всех атак, последствия массовых обстрелов беспилотниками оказались ощутимыми для гражданской инфраструктуры и населения.
Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин сообщил о повреждениях объектов гражданской инфраструктуры в Саратове в результате атаки БПЛА. Аналогичные сообщения поступили и из Волгоградской области, где губернатор Андрей Бочаров сообщил об отражении атаки БПЛА на объекты энергетической инфраструктуры региона.
Серьезный ущерб был нанесен и критической инфраструктуре. «Фрагменты беспилотников затронули нефтебазу комплекса «Шесхарис», контейнерный терминал, береговые сооружения и одно гражданское судно в порту, где ранены трое членов экипажа», — добавил губернатор.
Оперативная реакция и частичное восстановление работы
Несмотря на тревожное начало суток, утром 15 ноября ситуация начала постепенно нормализовываться. Росавиация сообщила об отмене временных ограничений на прием и вылет самолетов в Ижевске, Казани, Нижнекамске (Бегишево) и Уфе.
В ведомстве подчеркнули, что экипажи самолетов, авиадиспетчеры и персонал аэропортов полностью выполнили инструкции по обеспечению безопасности . Главным приоритетом для авиационных властей остается безопасность полетов, что и объясняет оперативное введение и снятие ограничений в зависимости от развития ситуации.
В период действия ограничений два самолета, следовавшие в Казань, и шесть самолетов, направлявшихся в Уфу, были вынуждены уйти на запасные аэродромы . На момент публикации этой статьи ограничения продолжали действовать в аэропорту Тамбова.
Саратов дроны: небо над Россией в условиях новых вызовов
Ситуация с авиационными ограничениями на фоне атак беспилотников демонстрирует новую реальность, в которой существует гражданская авиация России. Прерывистый характер работы аэропортов, необходимость оперативного перенаправления рейсов на запасные аэродромы, постоянный мониторинг воздушной обстановки — все это стало частью повседневной практики для авиационной отрасли.
Пока военное противостояние продолжается, пассажирам, вероятно, стоит готовиться к возможным повторениям подобных ситуаций. Авиакомпании и аэропорты, судя по оперативности принимаемых мер, адаптировались к новым вызовам и научились балансировать между требованиями безопасности и необходимостью поддерживать авиасообщение.
Однако цена таких мер весьма ощутима — от финансовых потерь авиакомпаний из-за перенаправления рейсов до неудобств для тысяч пассажиров, чьи планы оказываются нарушены. И пока небо над Россией продолжает оставаться ареной противостояния, эта цена будет только возрастать.





