Новая ночь на российско-украинском фронте ознаменовалась не только интенсивными боевыми действиями, но и масштабными перебоями в работе гражданской авиации. Воздушное пространство над центральной и южной Россией вновь стало ареной противостояния, заставив авиационные власти принимать экстренные меры для защиты пассажиров.
Рано утром 15 ноября 2025 года официальный представитель Росавиации Артем Кореняко сообщил о введении временных ограничений на прием и выпуск воздушных судов сразу в четырех аэропортах: Казани, Нижнекамска, Тамбова и Уфы. Таким образом, общее число воздушных гаваней, приостановивших работу, достигло шести — ранее, поздним вечером 14 ноября, аналогичные меры были введены в аэропорту Саратова, а в 1:09 мск — в аэропорту Самары.
«Ограничения необходимы для обеспечения безопасности полетов», — лаконично пояснил Кореняко в своем Telegram-канале в 22:31 мск. Эта фраза стала официальным комментарием к событиям, которые разворачивались на протяжении всей ночи.
Ограничения необходимы для обеспечения безопасности полетов
Подобные меры не являются беспрецедентными. Всего сутками ранее, в ночь на 14 ноября, полеты приостанавливали сразу одиннадцать аэропортов, включая Пензу, Тамбов, Краснодар, Казань, Нижнекамск, Оренбург, Саратов, Самару и Уфу. Причиной таких масштабных ограничений становится растущая угроза атак беспилотных летательных аппаратов, которые в последнее время приобрели систематический характер.
Беспрецедентная активность в небе: 216 дронов за одну ночь
Масштаб угрозы, вынудивший авиационные власти принимать столь жесткие меры, становится понятен из данных Министерства обороны РФ. В течение прошедшей ночи дежурными средствами ПВО были перехвачены и уничтожены 216 украинских беспилотных летательных аппаратов.
География атак впечатляет своим размахом. Наибольшее количество дронов — 66 — было перехвачено над территорией Краснодарского края. Еще 59 беспилотников уничтожено над акваторией Черного моря, 45 — над Саратовской областью. Значительное количество целей было нейтрализовано и над другими регионами: 19 над Крымом, 8 над Волгоградской областью, 7 над Ростовской областью. Белгородская, Тамбовская, Брянская, Воронежская, Нижегородская и Оренбургская области также подверглись атакам, хотя и в меньших масштабах.
Эта ночная активность стала продолжением дневных атак. Всего несколькими часами ранее, с 15:00 до 18:00 по московскому времени 14 ноября, российские силы ПВО сообщили об уничтожении 13 украинских беспилотников: шести над Белгородской областью, пяти над Брянской областью, по одному над Крымом и Курской областью.
Последствия атак: от ограничений полетов до повреждений инфраструктуры
Несмотря на заявления об успешном отражении всех атак, последствия массовых обстрелов беспилотниками оказались ощутимыми для гражданской инфраструктуры и населения.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил, что больше всего от атаки беспилотников пострадал Новороссийск. По его словам, обломки БПЛА повредили как минимум четыре многоквартирных дома и два частных. Один мужчина был госпитализирован с ранениями.
Серьезный ущерб был нанесен и критической инфраструктуре. «Фрагменты беспилотников затронули нефтебазу комплекса «Шесхарис», контейнерный терминал, береговые сооружения и одно гражданское судно в порту, где ранены трое членов экипажа», — добавил губернатор.
Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин также сообщил о повреждениях объектов гражданской инфраструктуры в Саратове в результате атаки БПЛА. Аналогичные сообщения поступили и из Волгоградской области, где губернатор Андрей Бочаров сообщил об отражении атаки БПЛА на объекты энергетической инфраструктуры региона.
Оперативная реакция и частичное восстановление работы
Несмотря на тревожное начало суток, утром 15 ноября ситуация начала постепенно нормализовываться. Росавиация сообщила об отмене временных ограничений на прием и вылет самолетов в Ижевске, Казани, Нижнекамске (Бегишево) и Уфе.
В ведомстве подчеркнули, что экипажи самолетов, авиадиспетчеры и персонал аэропортов полностью выполнили инструкции по обеспечению безопасности. Главным приоритетом для авиационных властей остается безопасность полетов, что и объясняет оперативное введение и снятие ограничений в зависимости от развития ситуации.
В период действия ограничений два самолета, следовавшие в Казань, и шесть самолетов, направлявшихся в Уфу, были вынуждены уйти на запасные аэродромы. На момент публикации этой статьи ограничения продолжали действовать в аэропорту Тамбова.
Атаки беспилотников на российские регионы начались в 2022 году на фоне специальной военной операции в Украине. Киев официально не подтверждает своей причастности к конкретным атакам, однако в августе 2023 года советник главы офиса украинского президента Михаил Подоляк заявил, что число ударов БПЛА по России «будет увеличиваться».
В начале марта 2023 года президент Украины Владимир Зеленский уже отмечал, что весь мир видит результаты применения Украиной дронов собственного производства по стратегическим объектам на территории России. «Думаю, все видят, что наши дроны работают. И работают дальнобойно. Наша дальнобойность — это реальное приближение безопасности для всех», — заявил глава украинского государства в видеообращении после массированной атаки дронов на регионы РФ, включая Московскую область.
Зеленский подчеркнул, что «Украина будет наносить российскому государству ответные потери — вполне справедливо».
Взгляд в будущее: небо над Россией в условиях новых вызовов
Ситуация с авиационными ограничениями на фоне атак беспилотников демонстрирует новую реальность, в которой существует гражданская авиация России. Прерывистый характер работы аэропортов, необходимость оперативного перенаправления рейсов на запасные аэродромы, постоянный мониторинг воздушной обстановки — все это стало частью повседневной практики для авиационной отрасли.
Пока военное противостояние продолжается, пассажирам, вероятно, стоит готовиться к возможным повторениям подобных ситуаций. Авиакомпании и аэропорты, судя по оперативности принимаемых мер, адаптировались к новым вызовам и научились балансировать между требованиями безопасности и необходимостью поддерживать авиасообщение.
Однако цена таких мер весьма ощутима — от финансовых потерь авиакомпаний из-за перенаправления рейсов до неудобств для тысяч пассажиров, чьи планы оказываются нарушены. И пока небо над Россией продолжает оставаться ареной противостояния, эта цена будет только возрастать.





