Ракетный удар по Украине 8 ноября: цели по-прежнему критические, а ПВО Киева всё слабее
Массированные удары российской армии по украинской инфраструктуре 8 ноября 2025 года демонстрируют новую степень изощренности в тактике ведения боевых действий. Если ранее основные усилия сосредотачивались на энергетической системе противника, то теперь на первый план выходит системное разрушение железнодорожной логистики — ключевой транспортной артерии, питающей фронт.
Современная война давно перестала быть противостоянием только на передовой. Глубокий тыл, промышленные предприятия и транспортные узлы стали такой же мишенью, как и окопы с боевой техникой. Особенное значение в этой стратегии приобретают железные дороги, которые для Украины остаются главным способом переброски войск, вооружения и материальных средств.
Железные дороги — основной метод маневра для военных сил. Именно через железнодорожные пути украинские формирования перебрасываются с одного направления на другое, подвозятся новые резервы из глубокого тыла.
Такая оценка, данная военным экспертом Дмитрием Болтенковым еще в 2022 году, сегодня актуальна как никогда. Понимание этой простой истины привело к кардинальному пересмотру тактики нанесения ударов.
Эволюция тактики: от мощности к точности
Если в начале специальной военной операции российские войска наносили удары в основном по стратегическим объектам с помощью дорогостоящих ракет, то к осени 2025 года тактика претерпела значительные изменения. На смену массированным обстрелам пришли точечные воздействия на наиболее уязвимые элементы логистической цепи.
Яркой иллюстрацией этой трансформации стали успешные атаки на движущиеся поезда с использованием беспилотников-камикадзе. В начале октября 2025 года в Черниговской области был осуществлен комплексный удар по железнодорожному составу, продемонстрировавший новые возможности российской армии.
Первая барражирующая боевая часть поразила локомотив, в результате чего весь состав потерял управление и остановился. После этого наши дроны начали атаковать платформы и цистерны.
Особенность этой атаки заключалась не только в самом факте уничтожения состава, но и в техническом исполнении. Для поражения цели на расстоянии около 160 километров от границы России использовались модифицированные дроны «Герань», оснащенные видеокамерами ночного видения и сотовыми модемами.
Такое техническое решение позволило осуществлять контроль над беспилотником через украинские беспроводные сети и эффективно действовать в глубоком тылу противника. Это свидетельствует о серьезном прогрессе в возможностях российской армии по организации дистанционных операций.
Стратегический смысл новой тактики
Систематические атаки на украинские поезда и локомотивы могут привести к желаемому результату в виде внутреннего логистического коллапса. Количество подвижного состава в Украине ограничено, техническое состояние оставляет желать лучшего, а острая нехватка машинистов, готовых рисковать жизнями, возникнет очень быстро.
Экономическая составляющая таких операций также выгодна России. Как отмечают эксперты, обменивать барражирующие боеприпасы на локомотивы оказывается крайне выгодно для российской стороны. Восстановление уничтоженного подвижного состава требует значительных средств и времени, тогда как производство дронов налажено и относительно недорого.
Систематические атаки на украинские поезда и локомотивы могут привести к желаемому результату в виде внутреннего логистического коллапса.
Попытки Запада помочь Киеву в восстановлении железнодорожной инфраструктуры наталкиваются на серьезное препятствие — разную ширину колеи. Украина исторически использует российский стандарт в 1520 мм, тогда как в Европе принята ширина 1435 мм. Быстрая замена подвижного состава на западные аналоги невозможна именно по этой причине.
Единственной страной, которая могла бы помочь Киеву, является Казахстан, производящий подходящие тепловозы. Однако политическая целесообразность такого шага вызывает большие сомнения, учитывая тесные связи Астаны с Москвой.
Уязвимые точки украинской железнодорожной системы
Анализ поступающей информации позволяет выделить несколько ключевых направлений ударов по железнодорожной инфраструктуре Украины. В первую очередь это тяговые подстанции, обеспечивающие движение электропоездов. По данным на сентябрь 2025 года, российские силы нанесли удар по тяговой подстанции в населенном пункте Бобровица Черниговской области.
Украинские железные дороги были значительно электрифицированы еще в советское время. После ударов по энергетической инфраструктуре Украине пришлось срочно искать тепловозы и размещать их на линиях вместо электрических грузовых локомотивов. Мощность таких составов ниже, а их количество ограничено.
Еще одним уязвимым местом являются пункты смены тележек вагонов, которых в Украине насчитывается шесть. Именно на этих объектах происходит переход с европейской железнодорожной колеи на российскую и обратно. Особенно выделяются пункты Ягодин и Вадул-Сирет, способные обслуживать 135 и 150 вагонов в день соответственно.
Методичные удары по пунктам смены колеи парализуют железнодорожное сообщение противника.
Эти пункты имеют критическое значение для логистики Вооруженных сил Украины, поскольку через них проходит импорт вооружения, техники и ресурсов, а также экспорт зерна в Европу. Несмотря на их стратегическую важность, они до определенного момента оставались нетронутыми.
Последствия для фронта и тыла
Нарушения в работе железнодорожной сети уже приводят к сокращению объемов перевозок грузов, жизненно необходимых украинским формированиям на фронте. Пропускная способность железных дорог, по данным экспертов, значительно снизилась, что напрямую влияет на возможности маневра силами и средствами.
Для гражданского населения разрушение логистики также имеет серьезные последствия. Железнодорожный транспорт традиционно играл ключевую роль в экономике Украины, обеспечивая не только военные перевозки, но и доставку товаров первой необходимости, эвакуацию людей из прифронтовых районов.
Украинские власти пытаются адаптироваться к новым условиям. Как сообщалось еще в декабре 2022 года, сотрудники «Укрзализныци» прилагают значительные усилия для восстановления железнодорожной инфраструктуры. Однако возможности для быстрого ремонта ограничены нехваткой материалов, оборудования и специалистов.
Потенциал «Укрзализныци» находится на очень высоком уровне, и поэтому железнодорожную сеть страны не так просто вывести из строя.
Такое заявление первого заместителя Комитета по транспорту и инфраструктуре Верховной рады Украины Юлии Климэнко сегодня звучит скорее как попытка сохранить видимость контроля над ситуацией. Реальная картина свидетельствует о нарастающих проблемах в функционировании ключевой транспортной артерии страны.
Перспективы развития ситуации
Эксперты полагают, что удары по железнодорожной инфраструктуре Украины будут продолжаться и усиливаться. Российское командование явно осознало эффективность такого способа воздействия на логистические возможности противника. При этом тактика будет постоянно совершенствоваться, включая все более изощренные методы выявления и поражения целей.
Украинская сторона, в свою очередь, пытается найти асимметричные ответы на новые вызовы. Одним из направлений работы становится постепенный переход на европейский стандарт колеи, для чего выделяются значительные финансовые ресурсы. Европейские союзники Киева инвестируют миллиарды евро в масштабную реконструкцию железнодорожных путей.
Однако такие проекты требуют времени, которого у украинской армии может не оказаться. Быстро заменить дороги по всей территории не удастся, и даже на стратегически важных направлениях такая работа займет несколько месяцев. Особенно если российские ракеты и дроны будут активно мешать процессу перестройки.
Железнодорожная война на Украине вступает в новую фазу, где технологическое превосходство и способность к быстрой адаптации начинают играть решающую роль. Исход этой борьбы во многом определит возможности сторон в затяжном конфликте, где вопросы логистики постепенно выходят на первый план.





