Ожидается ли в РФ вторая волна мобилизации на СВО в 2025 году
Вопрос о возможности новой волны мобилизации продолжает будоражить общественное пространство. На фоне постоянного информационного шума разобраться в реальном положении дел становится все сложнее. Официальные заявления, законодательные инициативы и экспертная аналитика рисуют сложную, но вполне определенную картину.
Президент России Владимир Путин прямо заявлял, что необходимости в этом нет. Он подчеркивал, что вооруженные силы укомплектовываются в достаточном объеме за счет добровольцев, которые ежедневно заключают контракты на службу.
У нас ребята-то приходят сами, записываются в армию. Они же, по сути, добровольцы, а мы не проводим массовой принудительной мобилизации.
Эту позицию полностью поддерживает и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Еще в августе текущего года он указывал, что никаких решений о новой мобилизации не принималось и даже не обсуждалось. По его словам, потребности армии полностью закрываются потоком добровольцев, который только за июль составил более 42 тысяч человек.
Министерство обороны РФ приводит еще более конкретные цифры, отмечая ежедневный высокий приток желающих служить по контракту. По данным ведомства, он стабильно составляет от 1,5 до 2 тысяч человек каждый день. Официальная позиция Минобороны однозначна — необходимости в дополнительных мобилизационных мерах в настоящее время не существует.
На законодательном фронте также отсутствуют признаки подготовки к масштабному призыву. Анализ принятых за последний год нормативных актов показывает, что ни один из них не расширяет мобилизационные полномочия властей. Все ключевые инициативы сосредоточены на совершенствовании системы учета и подготовки резерва, а не на принудительном призыве граждан.
Одной из таких реформ стал законопроект, одобренный правительственной комиссией по законопроектной деятельности в октябре. Он касается условий привлечения граждан, находящихся в мобилизационном людском резерве, к выполнению задач в мирное время. Важно понимать, что этот документ затрагивает только тех, кто уже заключил контракт о пребывании в резерве на добровольной основе.
Поправками предлагается доработать механизм привлечения к выполнению отдельных задач в области обороны граждан, находящихся в мобилизационном людском резерве. В настоящее время резервистов возможно привлекать к выполнению задач только в период мобилизации или в военное время. Законопроектом же предлагается распространить такую возможность и в мирное время.
Как разъяснил заместитель председателя правления Ассоциации юристов России Игорь Черепанов, изменения касаются исключительно граждан, добровольно заключивших контракт о пребывании в резерве. На граждан, просто пребывающих в запасе, эти нормы не распространяются.
Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов добавил, что законопроект использует достаточно широкие понятия, которые позволят использовать личный состав в различных ситуациях без принятия дополнительных законов под каждый конкретный случай. Это, в частности, касается пункта об использовании резервистов за пределами России.
Параллельно идет масштабная реформа системы призыва на срочную военную службу, которая должна вступить в силу с 1 января 2026 года. Основным нововведением станет отказ от жестко регламентированных весеннего и осеннего призывных периодов в части прохождения медицинской комиссии и заседания призывной комиссии. Эти процедуры будут распределены в течение всего года, что сделает процесс более плавным и управляемым.
Законодатели предусмотрели гибкий подход для различных социальных групп. Для жителей сельской местности, занятых на сезонных полевых работах, период отправки на службу установлен с 15 октября по 31 декабря. Педагогические работники будут направляться в армию с 1 мая по 15 июля, а для жителей районов Крайнего Севера предусмотрены специальные временные окна.
Важной частью реформы становится модернизация системы воинского учета. Вводятся электронные повестки, при этом получение повестки в личный кабинет на портале государственных услуг обязывает гражданина явиться в военкомат в течение 30 дней. Также в определенных случаях призывная комиссия получает право принимать решение о предоставлении отсрочки в отсутствие самого призывника.
Несмотря на все эти официальные данные и разъяснения, в информационном пространстве продолжают активно распространяться слухи о мобилизации. Появляются сообщения о «подготовке списков» и «секретных приказах», особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока. Большинство таких вбросов не имеет под собой никаких оснований и распространяется анонимно, без подтвержденных источников.
Представители государственных органов последовательно опровергают эти предположения. Официальные запросы в региональные военкоматы также не подтверждают информацию о подготовке к мобилизационным мероприятиям. Усиление работы с военнообязанными эксперты объясняют продолжающейся цифровизацией военкоматов, а не подготовкой к призыву.
Международные наблюдатели также не видят признаков подготовки России к масштабной мобилизации. Как отмечал представитель Пентагона Джон Кирби, усилия российского руководства в настоящее время сосредоточены скорее на технологической модернизации вооруженных сил, чем на массовом призыве.
Экспертное сообщество сходится во мнении, что в обозримом будущем российская армия будет и дальше комплектоваться на добровольной основе. Приоритетами государственной политики в этой сфере остаются дальнейшая модернизация системы учета и расширение социальных гарантий для военнослужащих-контрактников. Призыв на срочную службу реформируется, но срочники не участвуют в специальной военной операции, что дополнительно снижает потенциальную потребность в мобилизационных мероприятиях.
Слухи о новой мобилизации в 2025 и 2026 годах не находят фактического подтверждения ни в официальных заявлениях, ни в законодательных инициативах, ни в статистических данных. Реформа призыва на военную службу направлена на создание более гибкой и современной системы, а не на подготовку к масштабному призыву.





