Утильсбор: скрытый мотор российской автопромышленности, раскрытый Мантуровым

 »   » 
  • Опубликованно
  • Утильсбор: скрытый мотор российской автопромышленности, раскрытый Мантуровым

В автомобильной отрасли России происходят тектонические сдвиги, и в центре этих изменений находится, казалось бы, технический платеж — утилизационный сбор. Первый вице-премьер Денис Мантуров в эксклюзивном интервью РИА Новости раскрыл стратегическую цель этого инструмента, подчеркнув, что правительство не ставит задач «закрыть» рынок, а создает условия, при которых локальное производство становится выгоднее прямого импорта. Этот подход, по его словам, является нормальной мировой практикой, направленной на здоровое развитие, а не на изоляцию отечественного автопрома.

Утилизационный сбор представляет собой обязательный платеж для производителей и импортеров, направленный на обеспечение переработки транспортных средств после окончания их срока службы. Ключевой особенностью российской системы является то, что государство компенсирует этот сбор отечественным компаниям, причем размер компенсации напрямую зависит от уровня локализации их производств. Этот механизм создает мощный финансовый стимул для иностранных компаний переносить производства в Россию.

Мы уже не раз говорили о том, что у нас нет цели «закрыть» рынок, чтобы наши производители жили в условиях отсутствия конкуренции — понятно, что это затормозит их собственное развитие. Но нам важно создать условия, при которых локальное производство будет выгоднее прямого импорта — это нормальная мировая практика

Эффект от такой политики уже начинает проявляться. После индексации утилизационного сбора в 2023 году зарубежные технологические партнеры стали более предметно рассматривать возможности локализации в России. Как отметил Мантуров, на одной из российских производственных площадок побывали представители сразу трех иностранных брендов, которые «присматривались» к возможности наладить сборку своих моделей в стране. Среди марок, проявляющих интерес, эксперты называют китайские Rox, Hongqi, Bestune и корейскую KGM.

Новые правила игры: как изменятся ставки утильсбора

С первого декабря 2025 года в России начнет действовать обновленная методика расчета утилизационного сбора, перенесенная с первоначально запланированного ноября. Суть изменений, разработанных Минпромторгом, заключается в том, что базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а мощность мотора станет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале.

Для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования, сохранятся льготные коэффициенты, но только для машин мощностью до 160 лошадиных сил. В Минпромторге считают, что такие автомобили составляют большую часть всего российского автопарка. Однако транспортные средства с мощностью двигателей от 160 л.с. попадут под коммерческие тарифы, которые в разы выше. Это изменение затронет и электрокары, и гибриды, для которых будет учитываться суммарная мощность двигателей в силовой установке.

Планируемые изменения уже оказали заметное влияние на рынок. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», в ряде регионов наблюдается краткосрочный рост спроса, вызванный желанием покупателей успеть приобрести автомобили по действующим ставкам. Однако в долгосрочной перспективе новый механизм расчета может привести к значительному подорожанию отдельных моделей, особенно поставляемых по схеме параллельного импорта.

Ценовой шок: насколько вырастут цены на популярные модели

Эксперты автомобильного рынка уже провели предварительные расчеты и оценили потенциальное влияние новых правил на стоимость конкретных моделей. По их оценкам, рост цен затронет абсолютно все автомобили, но будет разноплановым — от символического до очень существенного.

Особенно сильно, по прогнозам аналитиков, подорожают мощные гибриды и электрокары, поставляемые по параллельному импорту. Некоторые модели, такие как Lixiang L7, могут подорожать примерно на 3 миллиона рублей. Также значительный рост цен ожидается на европейские и американские спорткары, внедорожники премиум-сегмента и японские модели.

Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев спрогнозировал, что рост цен на параллельно импортируемые автомобили составит от 800 тысяч рублей и выше, в зависимости от мощностных характеристик силовых агрегатов. В компании «Рольф» ожидают, что в среднем цены могут вырасти на 20%.

Локализация как билет на льготный тариф

Для автопроизводителей, готовых инвестировать в локализацию производства в России, правительство подготовило смягченные условия. В 2025 году компенсацию утильсбора смогут получать производители, обеспечивающие 1500 баллов локализации, что значительно ниже ранее установленного порога в 3701 балл. Это позволяет включить в список «льготников» многие модели российской сборки, которые ранее не дотягивали до необходимой планки.

Такой подход уже дает свои результаты. По словам Мантурова, комплексный подход, учитывающий интересы всех сторон, демонстрирует свою эффективность на примере успешно перезапущенных производственных площадок. Для иностранных инвесторов ключевым фактором при принятии решений остается ликвидация каналов серого импорта и прозрачность технологических процессов.

Стратегия правительства выстраивается вокруг создания сбалансированной экосистемы, где утилизационный сбор служит не просто фискальным инструментом, а механизмом структурного преобразования всей автомобильной отрасли. Этот платеж, по замыслу регулятора, должен обеспечить не только решение экологических задач по утилизации отслуживших свой срок автомобилей, но и стать катализатором глубинной трансформации рынка, где локальное производство получает четкие конкурентные преимущества перед прямым импортом.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа