Самозанятость в России под угрозой: что ждёт миллионы граждан после 2026 года

 »   » 
  • Опубликованно
  • Самозанятость в России под угрозой: что ждёт миллионы граждан после 2026 года

Самозанятость в России могут отменить

Налоговый режим для самозанятых граждан, который с 2019 года позволил легализовать миллионы предпринимателей, оказался под угрозой досрочного завершения. Инициатива Совета Федерации оценить целесообразность эксперимента с налогом на профессиональный доход вызвала широкий резонанс в деловом сообществе. Вместо запланированного 2028 года эксперимент могут завершить уже в 2026 году, что поставит под вопрос дальнейшую судьбу целого сегмента экономики.

Бизнес-сообщество и общественные организации получили поручение до 1 ноября предоставить властям выводы об эффективности эксперимента с режимом самозанятости. От деловых людей ждут предложений по возможному совершенствованию этого налогового режима, а также анализа практики, когда предприятия привлекали сотрудников в статусе самозанятых для налоговой оптимизации.

Эксперимент с введением налога на профессиональный доход стартовал в России в январе 2019 года. Этот режим предоставил гражданам, чьи годовые доходы не превышали 2,4 миллиона рублей, уникальную возможность легально вести профессиональную деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Ставка налога составила 4% при работе с физическими лицами и 6% при расчетах с юридическими лицами и ИП.

Этот налоговый режим позволил выйти из тени представителям самых разных профессий: репетиторам, частным таксистам, грузчикам, а также специалистам креативной индустрии — визажистам, фотографам, копирайтерам и многим другим. За годы существования режима в России зарегистрировалось более 14,6 миллиона самозанятых граждан, которые ежегодно уплачивают в бюджет около 100 миллиардов рублей налогов.

Формальная мотивация к пересмотру отношений с самозанятыми — это закрыть схемы подмены трудовых отношений самозанятостью и выровнять перекосы между режимами налогообложения

С момента старта режима в 2019 году суммарно самозанятыми было начислено свыше 219 миллиардов рублей налоговых платежей. Эти цифры демонстрируют масштаб влияния нового налогового режима на бюджетную систему страны.

Аналитики указывают на очевидные причины потенциальной отмены самозанятости. Данный режим приносит в бюджет значительно меньше налогов, чем традиционные формы предпринимательства. Например, индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения отчисляют, помимо основных налогов, дополнительные страховые взносы.

В 2025 году фиксированные страховые взносы ИП составят 53 658 рублей, а при доходе свыше 300 000 рублей предприниматели обязаны уплачивать дополнительно 1% от суммы превышения . Для сравнения, самозанятые граждане не платят страховые взносы, что создает существенную разницу в налоговой нагрузке между этими категориями.

С точки зрения государства, самозанятые представляют собой категорию с относительно низкой налоговой нагрузкой, при этом их численность сопоставима с количеством индивидуальных предпринимателей. В условиях нового бюджетного цикла и растущих социальных расходов периодически возникает соблазн донастроить систему, сделать ее более фискально продуктивной.

Основной причиной досрочного завершения налогового эксперимента для самозанятых раньше срока является острый дефицит российского бюджета

Эксперты отмечают, что данная инициатива находится в общем тренде повышения налоговой нагрузки, который наблюдается в последние годы. Это касается не только самозанятых, но и других категорий налогоплательщиков.

Инициатива Совета Федерации о возможном досрочном завершении эксперимента вызвала столь широкий резонанс, что правительству пришлось выступить с официальным заявлением. Кабинет министров официально заявил, что условия для самозанятых меняться не будут до конца 2028 года, и это принципиальная позиция правительства.

Такой шаг эксперты расценивают как политический сигнал к обсуждению будущей модели регулирования самозанятости, а не как намерение немедленно изменить правила игры. Текущее обсуждение направлено на формирование архитектуры этого режима на перспективу.

Важным фактором стало поручение президента России Владимира Путина, данное во время встречи с активом «Деловой России» в мае текущего года. В нем подчеркивается необходимость дать анализ эффективности режима «Налог на профессиональный доход» и осуществить оценку случаев, связанных с привлечением работодателями лиц, применяющих указанный налоговый режим, в целях оптимизации налогообложения.

Если эксперимент действительно завершат в 2026 году, большинство экспертов сходится во мнении, что сам режим не исчезнет полностью, но претерпит существенные изменения. Наиболее вероятным сценарием считается возвращение к обсуждению обязательных пенсионных и медицинских взносов для этой категории налогоплательщиков.

Государство постарается вернуть часть доходов через пенсионные и медицинские взносы. Для самих самозанятых это может означать повышение налоговой нагрузки и больше контроля со стороны ФНС

После завершения эксперимента правительство может пойти по пути повышения налоговых ставок или введения обязательных взносов в пенсионный фонд. Это увеличит нагрузку на самозанятых, но даст им право на полноценный стаж и социальные гарантии, которые сегодня недоступны для этой категории граждан.

Альтернативным путем развития может стать переход наиболее успешных самозанятых на другие режимы налогообложения, в частности, на статус индивидуального предпринимателя. Для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения с 2025 года также произошли значительные изменения, включая увеличение лимитов доходов и новые правила по НДС.

Изменение режима налогообложения для самозанятых окажет значительное влияние на рынок услуг. В чувствительных ценовых нишах вероятен рост стоимости услуг, поскольку исполнители будут вынуждены закладывать в тарифы дополнительные расходы, связанные с обязательными взносами и новой административной нагрузкой.

Ключевой задачей регулирующих органов становится сохранение баланса между легкостью налогового режима и фискальными интересами государства. Если условия резко ухудшатся, существует реальный риск, что часть самозанятых снова уйдет в теневой сектор экономики и перестанет платить налоги вовсе.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: если условия резко ухудшатся, часть людей снова уйдёт «в тень» и перестанет платить налоги вовсе

Эксперты подчеркивают, что полностью отказываться от этого формата государству невыгодно. Режим для самозанятых стал одним из самых удачных налоговых проектов последнего десятилетия, позволив легализовать огромный пласт теневой занятости.

В условиях неопределенности относительно будущего режима налогообложения специалисты рекомендуют самозанятым заранее просчитать различные сценарии развития событий. Наиболее разумным подходом становится подготовка к двум возможным путям: сохранению чистого дохода при возможном введении взносов в социальные фонды или переходу на статус индивидуального предпринимателя при годовом доходе от 2-3 миллионов рублей.

Такой стратегический подход позволит самозанятым не потерять клиентов и спокойно пережить возможный переходный период. Важно отметить, что официально заявленные правила НПД остаются неизменными до конца 2028 года, поэтому у граждан есть время для подготовки к потенциальным изменениям.

Обсуждение будущего самозанятости в России продолжается, и окончательное решение будет приниматься с учетом анализа, предоставленного бизнес-сообществом и экспертами. От этого решения зависит судьба миллионов граждан, которые выбрали для себя эту форму легальной профессиональной деятельности.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа