Деловые и гуманитарные интересы начинают брать верх над политической конфронтацией. На фоне активных требований южнокорейского бизнеса и диаспоры Россия и Республика Корея ведут переговоры о восстановлении прямого авиасообщения, прерванного в 2022 году. Диалог выходит на официальный уровень, а авиакомпании двух стран готовы в кратчайшие сроки возобновить полеты. Это стало бы первым ощутимым шагом к нормализации двусторонних отношений, которые переживают не лучшие времена.
Официальные переговоры: контакты на высшем уровне
Вопрос возобновления авиасообщения между Россией и Южной Кореей перешел из плоскости общественных дискуссий в поле практической дипломатии. Замглавы МИД РФ Андрей Руденко подтвердил, что стороны активно обсуждают эту тему. По его словам, авиакомпании двух стран находятся в постоянном контакте друг с другом, и многое зависит от позиции властей.
Дипломат выразил надежду на скорейшее достижение конкретных результатов, отметив, что возможные точки соприкосновения могут быть найдены уже на предстоящем форуме АТЭС. Этот саммит, который пройдет в Южной Корее, станет важной площадкой для обсуждения вопросов транспортной взаимосвязанности, что напрямую относится к восстановлению авиарейсов.
«Насколько я знаю, наши компании находятся в постоянном контакте друг с другом, и многое зависит от позиции властей. Мы надеемся, что будут достигнуты результаты», — сообщил замглавы МИД РФ Андрей Руденко.
Давление общества: южнокорейский бизнес требует перемен
Параллельно с официальными переговорами в Южной Корее набирает силу общественное движение за возобновление авиасообщения с Россией. Около 100 общественных организаций из Южной Кореи и других стран обратились с петицией к администрации президента Республики Корея, требуя немедленно возобновить прямые авиарейсы между Сеулом и Москвой.
Авторы петиции заявили, что прекращение прямых рейсов нарушает право на свободу передвижения примерно 150 тысяч корейцев и соотечественников за рубежом. Они призвали власти перейти от символических санкций к прагматичной дипломатии, подчеркнув необходимость восстановления рейсов для гражданских, гуманитарных и культурных целей.
«Правительство должно незамедлительно принять решение о поэтапном или полном возобновлении прямых авиарейсов между Россией и Южной Кореей и обнародовать график их восстановления», — заявили представители организаций на пресс-конференции в парламенте Республики Корея.
Среди требований активистов — включение возобновления авиасообщения в государственную политику, расследование ущерба, понесенного гражданами и бизнесом, и разработка мер поддержки пострадавших. Организаторы заявили о намерении сформировать координационный совет и начать общенациональную кампанию по сбору подписей.
Экономическая целесообразность: что теряют стороны
До прекращения авиасообщения в 2022 году воздушное сообщение между Россией и Южной Кореей было интенсивным и взаимовыгодным. Рейсы выполнялись из Москвы и Санкт-Петербурга в Сеул, Пусан, Чеджу и Гимпо авиакомпаниями «Аэрофлот» и Korean Air.
Турпоток из России в Южную Корею демонстрировал устойчивый рост. За 2019 год страну посетило более 350 тысяч россиян. Особенно востребованным был маршрут из Владивостока в Сеул — перелет занимал всего 2–3 часа, что делало его крайне удобным для жителей Дальнего Востока.
В текущей ситуации, когда прямые рейсы отсутствуют, пассажиры вынуждены добираться между странами с пересадками через Дубай, Астану или Стамбул. Это значительно увеличивает и время путешествия, и его стоимость. По данным сервиса «Туту.ру», стоимость авиабилета в одном направлении из России в Сеул сейчас стартует от 60 тысяч рублей, а перелет туда-обратно из Москвы или Санкт-Петербурга оценивается в среднем в 100 тысяч рублей.
Интерес к направлению сохраняется на высоком уровне. Сочи, например, вошел в тройку наиболее популярных городов вылета в Южную Корею, уступив только Москве и Санкт-Петербургу. С начала года спрос на это направление продемонстрировал рост почти на 50%.
Новые настроения в Сеуле
Эксперты отмечают, что с приходом к власти в Южной Корее президента Ли Чжэ Мена, который считается довольно лояльным к РФ политиком, тон в двусторонних отношениях начал меняться. Новый лидер ранее публично лоббировал нормализацию отношений с Москвой и после инаугурации выступил против излишней враждебности по отношению к России и Китаю.
Профессор Университета Кукмин в Сеуле Андрей Ланьков подчеркивает, что южнокорейский бизнес воспринимает российско-украинский конфликт как проблему, которая к нему не имеет отношения, и не хочет нести из-за этого ощутимые убытки.
Такие гиганты, как Hyundai Motor Group и Samsung Electronics, до последнего не хотели уходить с российского рынка. По данным южнокорейских СМИ, эти компании, а также LG Electronics, изучают возможности возвращения на российский рынок.
Товарооборот между странами продолжает снижаться — в 2024 году он упал на четверть по сравнению с предыдущим годом, составив 11 миллиардов долларов. На этом фоне возобновление авиасообщения могло бы стать важным сигналом о готовности сторон к постепенной нормализации экономических связей.
Проблема разделенных семей
Особенно остро прекращение авиасообщения ударило по этническим корейцам, которые переселились на историческую родину с Дальнего Востока. Для них встречи с родственниками, оставшимися в России, стали серьезной проблемой.
Александр Воронцов, заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН, отмечает: «Вопрос о возобновлении прямого авиасообщения актуален. Все хотят: не только мы, но и южнокорейские друзья и коллеги».
Глава Исследовательского института зарубежных корейцев Им Чхэ Ван в своем выступлении был еще более категоричен: «Прекращение прямого авиасообщения стало символом санкций, от которых остались лишь формальности. Правительство должно восстановить право на передвижение граждан и соотечественников».
Перспективы возобновления: когда ждать первых рейсов
Восстановление авиасообщения между Россией и Южной Кореей выглядит вопросом времени. Заинтересованность в этом выражают обе стороны — как на официальном уровне, так и в бизнес-среде. Российская авиакомпания «Аврора» уже заявила о своей заинтересованности в возобновлении полетов в Южную Корею.
Ключевым фактором станет готовность Сеула пойти на определенное смягчение санкционного режима в гражданской авиации. Как отмечают эксперты, восстановление авиарейсов не будет восприниматься как слишком явный отход от санкционной политики, но станет шагом именно в этом направлении.
Ожидается, что прогресс в этом вопросе может быть достигнут в ближайшие месяцы, особенно с учетом предстоящих международных форумов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где у сторон будет возможность обсудить этот вопрос в различных форматах.





