Налог на маркировку продуктов: кто заплатит за хлеб и молоко?

 »   » 
  • Опубликованно
  • Налог на маркировку продуктов: кто заплатит за хлеб и молоко?

Российских производителей и потребителей базовых продуктов питания ожидает новый виток роста затрат. Минфин России подготовил инициативу о введении государственной пошлины за нанесение средств идентификации на товары, подлежащие обязательной маркировке. Это решение, по оценкам отраслевых союзов, может значительно повысить цены на социально значимые товары, включая молоко, хлеб и растительное масло. Новая мера создает эффект двойного налогообложения для производителей, которые уже много лет несут расходы на функционирование системы цифровой маркировки.

Система цифровой маркировки в России действует с 2017 года и за это время стала неотъемлемой частью издержек производителей. Введение отдельной госпошлины за её оформление фактически означает, что бизнес вынужден повторно оплачивать уже налаженные процессы. Для потребителей это неизбежно выльется в рост цен на полках магазинов, особенно ощутимый на фоне общего снижения покупательной способности.

Особую тревогу у экспертов вызывает совокупный эффект от новых фискальных мер. С 1 января 2026 года вступает в силу повышение основной ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 22% . Это изменение, по оценкам Минфина, может добавить к инфляции около 1 процентного пункта . Налог на маркировку станет дополнительным фактором ценового давления, усиливая нагрузку как на производителей, так и на конечных потребителей.

Отраслевой эффект: миллиардные потери и снижение доступности

В молочной отрасли даже минимальная ставка пошлины в 10 копеек за упаковку приведет к катастрофическим последствиям. Гендиректор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артём Белов предупреждает о дополнительных ежегодных издержках в размере 3–4 миллиардов рублей. Эта сумма составляет 4–5% от чистой прибыли всей отрасли, что ставит под угрозу рентабельность многих предприятий.

Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев подтверждает тревожные прогнозы. По его словам, новая мера неизбежно снизит доступность базовых продуктов, которые и без того демонстрируют опережающий рост цен по сравнению с общей инфляцией. Для потребителей это означает дальнейшее сокращение покупательной способности и вынужденную экономию на товарах.

Проблема усугубляется тем, что спрос на продукты питания и непродовольственные товары первой необходимости уже показывает устойчивую отрицательную динамику. Многие эксперты отмечают, что задача «охладить экономику» в значительной мере уже выполнена, и дополнительное налоговое бремя может привести к чрезмерному сжатию потребительского рынка.

Планы по введению пошлины на маркировку развиваются на фоне масштабной налоговой реформы, запланированной на 2026 год. Повышение НДС с 20% до 22% направлено на сокращение дефицита бюджета и финансирование оборонных и социальных расходов . По оценкам Минфина, эта мера принесет в бюджет дополнительно 2,3 триллиона рублей в 2026 году.

Влияние на инфляцию оцениваем порядка 1%, что учтено в прогнозах индексации зарплат и социальных выплат населению, — заявил глава Минфина Антон Силуанов на парламентских слушаниях в Совете Федерации.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина отмечала, что повышение НДС окажет краткосрочное влияние на динамику цен, но не станет источником устойчивого инфляционного давления. По её словам, аналогичное повышение НДС в 2019 году с 18% до 20% добавило в инфляцию 0,6–0,7 процентного пункта.

Однако представители бизнеса указывают на кумулятивный эффект от множества изменений. Помимо роста НДС, малый и средний бизнес столкнется со снижением порога для уплаты НДС при работе на упрощенной системе налогообложения — с 60 миллионов до 10 миллионов рублей годового дохода. Это означает, что тысячи ранее освобожденных компаний окажутся в системе НДС, что потребует кардинальной перестройки их учетных процессов.

Бизнес-перспективы: адаптация к новой реальности

Эксперты подчеркивают, что повышение налоговой нагрузки потребует от компаний тщательной подготовки. Необходимо провести финансовый аудит, пересмотреть договоры с контрагентами и адаптировать системы учета к новым условиям . Особое внимание следует уделить ценообразованию и управлению денежными потоками, поскольку налог на добавленную стоимость уплачивается по факту отгрузки товаров, а не поступления оплаты .

В пищевой промышленности, где маржинальность часто не превышает 3-5%, даже незначительное увеличение затрат может сделать производство нерентабельным. Ресторанный бизнес также ожидают серьезные испытания. Владельцы кафе и ресторанов отмечают, что вынуждены будут повысить цены в среднем на 5-10%, чтобы компенсировать растущие издержки.

Повышение НДС — это не просто плюс 2% к налогу. Это цепная реакция в экономике, — отмечают бизнес-консультанты, предупреждая о психологическом эффекте для потребителей, которые станут осторожнее в расходах.

Производители оказываются перед сложным выбором: поглотить часть затрат за счет сокращения и без того небольшой прибыли или переложить их на цены, рискуя потерей клиентов. На высококонкурентных рынках, таких как розничная торговля продуктами питания, оба варианта несут значительные риски.

Региональное измерение: поддержка малого бизнеса

В регионах власти осознают серьезность предстоящих изменений. Как отметил заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко, повышение НДС затронет примерно 10 тысяч компаний региона. При этом в крае действует более 100 мер поддержки бизнеса, которыми ежегодно пользуются около 8 тысяч предпринимателей.

Во многих субъектах Федерации для смягчения налогового бремени предусмотрены специальные режимы для приоритетных категорий бизнеса. Например, для компаний, работающих в обрабатывающей промышленности, информационных технологиях, экологии и культуре, впервые три года деятельности устанавливаются пониженные ставки налогов.

Однако производители базовых продуктов питания далеко не всегда попадают в категорию приоритетных отраслей. Это ставит их в неравные условия с другими сегментами бизнеса и ограничивает доступ к мерам государственной поддержки.

Что ждет потребителей: реалии 2026 года

Аналитики сходятся во мнении, что основное бремя налоговых изменений в конечном итоге ляжет на плечи потребителей. Рост цен будет происходить постепенно, по мере того как компании будут перезаключать договоры с новыми условиями и обновлять прайс-листы. Наиболее заметным подорожание окажется в сегментах с низкой маржинальностью и высокой конкуренцией.

Эксперты рекомендуют бизнесу начинать подготовку к изменениям заранее. Необходимо провести сценарное планирование, проанализировать цепочки поставщиков и пересмотреть систему налогообложения . Для потребителей же остается лишь надеяться, что рост доходов хотя бы частично компенсирует предстоящее увеличение расходов на базовые продукты питания.

Окончательное решение по введению пошлины за маркировку еще не принято, но в условиях запланированного повышения НДС и других изменений налогового законодательства, дополнительная нагрузка на производителей может стать критическим фактором для многих предприятий пищевой промышленности. От государства потребуется взвешенный подход, чтобы не допустить резкого снижения доступности социально значимых товаров для населения.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа