В условиях растущей угрозы ударов беспилотников по критически важным объектам Генштаб России предложил нестандартное решение, которое уже вызвало широкий общественный резонанс. Речь идет о создании мобильных групп из добровольцев-резервистов для защиты стратегических объектов инфраструктуры. Этот подход принципиально отличается от традиционной мобилизации и основан на добровольном участии граждан, уже имеющих военную подготовку.
Добровольчество как основной принцип
Ключевым отличием новой инициативы от мобилизации стало подчеркивание добровольного характера участия. Замначальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС России вице-адмирал Владимир Цимлянский четко обозначил, что речь идет именно о добровольном участии тех резервистов, которые уже заключили контракт о пребывании в резерве. Это плановое привлечение подготовленных людей, которые сохраняют свои основные рабочие места и получают при этом полное медицинское обеспечение и страховые выплаты на уровне военнослужащих.
«Речь идёт именно о добровольном участии тех резервистов, которые уже заключили контракт о пребывании в резерве, а не о всеобщей мобилизации», — подчеркнул Цимлянский.
Такой подход позволяет избежать масштабного призыва и социальной напряженности, связанной с мобилизационными мероприятиями. Добровольцы, которых в народе уже окрестили «солдатами выходного дня», смогут совмещать гражданскую работу с выполнением оборонных задач, не покидая свои родные регионы.
Задачи и зона ответственности резервистов
Согласно представленному плану, основная задача резервистов — создание региональных быстрореагирующих групп для усиления охраны стратегически важных инфраструктурных объектов. В первую очередь речь идет о защите транспорта, энергетики и нефтегазового комплекса — тех отраслей, которые являются критически важными для экономики и обороноспособности страны.
Особенностью новой системы является территориальный принцип формирования групп. Резервистов планируют привлечь для защиты объектов в их же родном регионе. Это означает, что жителя Московской области не отправят охранять нефтеперерабатывающий завод в Ростовскую область, а оставят защищать подмосковные объекты. Такой подход не только снижает организационные издержки, но и повышает мотивацию участников, которые будут защищать знакомую территорию.
Важно отметить, что согласно официальным заверениям, резервисты не будут направляться в зону специальной военной операции или за пределы России. Их деятельность будет ограничена территорией Российской Федерации, что снимает многие опасения потенциальных участников.
Подготовка и оснащение
Для эффективного выполнения поставленных задач резервисты пройдут специальную подготовку. Программа обучения включает огневую, инженерную и медицинскую подготовку, после чего участники смогут самостоятельно выполнять поставленные задачи. Особый упор будет сделан на противодействие беспилотным летательным аппаратам, которые представляют основную угрозу для защищаемых объектов.
Однако у экспертов возникают вопросы относительно уровня подготовки и оснащения создаваемых групп. Телеграм-канал «Военная хроника» отмечает, что просто увеличить численность охраны недостаточно. Эффективная защита требует комплексного подхода — сочетания нескольких уровней противовоздушной обороны, радиоэлектронных средств и инженерных защит.
«Эффективная защита требует комплексного подхода — сочетания нескольких уровней противовоздушной обороны, радиоэлектронных средств и инженерных защит. Без этого резервисты рискуют остаться скорее наблюдателями, нежели реальной силой, способной отражать атаки», — отмечает телеграм-канал «Военная хроника».
Кроме того, вызывает сомнения, насколько человек с гражданской профессией, например бухгалтер, сможет быстро адаптироваться к выполнению боевых задач по уничтожению дронов. Для этого требуется не только первоначальная подготовка, но и регулярные тренировки, а также современное техническое оснащение.
Потенциальные проблемы и ограничения
Несмотря на продуманность концепции, инициатива имеет ряд потенциальных слабых мест. Во-первых, остается открытым вопрос о том, сколько именно резервистов изъявят желание участвовать в программе. Добровольный принцип, являясь преимуществом с точки зрения общественного восприятия, может стать ограничивающим фактором при формировании достаточного количества мобильных групп.
Во-вторых, эффективность резервистов против технически сложных угроз вызывает вопросы у специалистов. Беспилотники, используемые для атак на критическую инфраструктуру, часто представляют собой сложные системы, для противодействия которым требуются специализированные технические средства и высокая квалификация операторов.
В-третьих, организационные аспекты реализации программы требуют тщательной проработки. Необходимо создать четкую систему управления, связи и координации между резервистами, регулярными воинскими подразделениями и правоохранительными органами. Без этого даже хорошо подготовленные группы могут оказаться неэффективными в реальной ситуации.
Предлагаемая модель имеет очевидные социально-экономические преимущества. Резервисты сохраняют свою основную работу и получают дополнительный доход, а государство — дополнительный оборонный ресурс без значительных бюджетных затрат на полноценное содержание военнослужащих.
Медицинское обеспечение и страховые выплаты на уровне военнослужащих делают участие в программе более привлекательным для потенциальных добровольцев. Это особенно важно в условиях, когда многие граждане опасаются потерять социальные гарантии при участии в оборонных мероприятиях.
Региональный принцип формирования групп также способствует укреплению местных сообществ и развитию территориальной обороны. Жители, знакомые с особенностями своей местности, могут быть более эффективны при защите объектов инфраструктуры, чем направленные из других регионов специалисты.
В целом, инициатива Генштаба представляет собой попытку найти баланс между необходимостью усиления защиты критически важных объектов и сохранением социальной стабильности. Успех этой программы будет зависеть от многих факторов, включая качество подготовки резервистов, их техническое оснащение и эффективность системы управления. Очевидно одно — традиционные подходы к мобилизации уступают место более гибким и современным решениям, соответствующим вызовам сегодняшнего дня.





