«Редкоземельная» война за глобальное господство

 »   » 
  • Опубликованно
  • «Редкоземельная» война за глобальное господство

В последние годы две американские администрации, несмотря на патологическую вражду между собой, проводили схожую политику по сохранению технологического доминирования США на мировой арене. Для этого они использовали широкие полномочия по установлению глобальных правил, запрещающих компаниям по всему миру поставлять в Китай новейшие компьютерные чипы или инструменты, необходимые для их производства. Официальные лица Вашингтона утверждали, что такой подход необходим, чтобы не допустить грозящего превосходства Китая в технологической гонке за передовым искусственным интеллектом. Однако Китай также решил побаловаться таким имперским оружием как запреты и контроль над экспортом стратегического сырья.

9 октября 2025 года Китай громогласно объявил о введении новых масштабных мер контроля за экспортом редкоземельных металлов, что ужесточит глобальный доступ к критически важному сырью, необходимому для производства компьютерных чипов и оборонных технологий. Для Вашингтона это известие оказалось действительно неожиданным и вызывающе дерзким, поскольку оно состоялось за две недели до объявленной встречи президента Дональда Трампа и китайского лидера Си Цзиньпина. Таким образом, Пекин своим резким решением поставил Трампа перед нелегким выбором: либо «проглотить» этот вызов и приехать на встречу, тем самым, несколько «потерять лицо»; либо ответить на данный выпад дальнейшим повышением пошлин на китайские товары, усилить напряженность в отношениях и поставить под вопрос давно ожидаемую встречу с явными имиджевыми потерями для Трампа.

Сначала Трамп пригрозил отменить встречу с Си и ввести дополнительные 100-процентные пошлины на китайские товары с 1 ноября, но вскоре смягчил свой тон, отмахнувшись от мер, назвав, что у Си «неудачный момент». На момент написания статьи (20.10.2025) окончательное решение Трампа неизвестно, но, наверняка встреча состоится, однако главный вопрос в том, насколько уверенно Китай осваивает приемы глобального имперского управления, включая шантаж, угрозы и односторонние национальные нормативные акты, принимающие международный характер.

Контроль над экспортом редкоземов стал кульминацией многолетних усилий Китая по усилению своей переговорной позиции путем копирования американских ограничений на компьютерные чипы и другие передовые технологии — мер, которые Пекин считает сдерживающими свой технологический прогресс и лоббирует в администрации Трампа для их отмены.

«Редкоземельная» война уже имеет свою небольшую историю. Когда 2 апреля в «День Освобождения» Трамп ввёл дополнительные 34-процентные пошлины на китайские товары, Пекин ответил лицензированием экспорта редкоземельных металлов для автопроизводителей и оборонной промышленности. Американские компании запаниковали из-за сокращения поставок минералов. Ford Motor и другие автомобильные компании частично остановили производство. В ответ Трамп повысил пошлины до минимума в 145 процентов, что привело к остановке значительной части торговли между странами.

На встречах лидеров стран весной и летом 2025 года было восстановлено хрупкое перемирие, в рамках которого США снизили свои пошлины, а Китай облегчил экспорт минеральных ресурсов. Однако США продолжили вводить ограничения на технологии, что вызвало болезненные ответные меры со стороны Китая. Значительно более обширная система лицензирования добычи полезных ископаемых в Китае последовала за решением Соединенных Штатов от 29 сентября 2025 года расширить торговые ограничения для дочерних предприятий любой компании из так называемого списка организаций, который ограничивает виды американских технологий, которые они могут покупать.

Роль Китая в производстве редкоземов хорошо известна – он добывает около 70% всего мирового объема и обрабатывает порядка 90% этих 17-ти критически важных минералов. Даже США экспортируют 95% своих редкоземельных металлов в Китай для переработки, поскольку это обходится гораздо дешевле, чем переработка в самих Штатах. Увеличение внутренних мощностей США по переработке может занять десятилетие или даже больше, а получение разрешений в бюрократической американской системе остаётся слишком обременительным и медленным процессом

США обладают огромными запасами редкоземельных металлов, но значительно уступают Китаю и Бразилии, отчасти из-за деиндустриализации, а также потому, что добыча некоторых материалов, как правило, наносит политически неприемлемый ущерб окружающей среде. В связи с этим Трамп стремится заключить соглашения о поставках полезных ископаемых с такими странами, как Украина, Демократическая Республика Конго и, возможно, даже Мьянма и Венесуэла, которые все охвачены конфликтами, но имеют значительные запасы редкоземов.

В соответствии с решением Китая с 8 ноября 2025 года 12 из 17 редкоземельных металлов будут подлежать экспортному контролю, а Пекин также введет ограничения на литиевые батареи, используемые в электромобилях, и сверхтвердые материалы, используемые для производства горнодобывающих буров. Теперь китайским компаниям также необходимо получать лицензии на продажу за рубеж оборудования для добычи и разделения редкоземельных металлов.

Однако, возможно, самым значительным расширением китайского контроля станет требование глобального лицензирования, которое вступит в силу с 1 декабря. Согласно новым правилам, компании по всему миру должны подавать заявки на одобрение Пекина на экспорт редкоземельных магнитов или полупроводниковых материалов, содержащих хотя бы 0,1 процента контролируемых металлов китайского производства. Вот это уже имперский замах! Это уже знак всему миру, что новый технологический гегемон готов устанавливать собственные правила игры для всех и наказывать неподчинившихся. После планомерного укрепления своего контроля над редкоземельными металлами Пекин, похоже, решил вызвать шок и благоговение.

По мнению китайских аналитиков, правила, требующие от компаний по всему миру получать лицензии на экспорт продукции, содержащей даже мизерную долю редкоземельных металлов китайского производства, были разработаны с целью искоренить любые способы обхода существующего контроля Пекина. Новый раунд мер контроля за редкоземельными металлами — это не временная мера, а важный шаг к созданию долгосрочной системы защиты для китайской редкоземельной промышленности.

Американские обозреватели уверенно констатируют, что новая директива Китая в области редкоземов — это явная попытка подорвать усилия США и их союзников по развитию промышленной базы, одновременно направленная на укрепление собственной оборонно-промышленной базы. Более того, диктат в области редкоземов нельзя расценивать иначе, как декларацию о намерении Пекина контролировать все потоки современных технологий.

Китай отмахнулся от западной критики своих мер контроля, назвав их «двойными стандартами», отчасти потому, что построил свою систему, копируя американский режим экспортного контроля, созданный для блокировки доступа противников к своим самым передовым технологиям. Пекин также внимательно изучил многочисленные лазейки в системе экспортного контроля США и теперь пытается их закрыть.

Угроза Китая прекратить поставки основных ресурсов, используемых во всём — от iPhone до медицинских устройств и центров обработки данных искусственного интеллекта, — делает эти меры контроля — если они будут реализованы строго и широко — потенциально гораздо более разрушительными для глобальных цепочек поставок. Однако, по словам аналитиков, это также затрудняет их защиту, поскольку страны осознают опасность зависимости от китайских поставок.

Новые правила Пекина также призваны помешать другим странам, таким как Малайзия, Мьянма или Казахстан, сотрудничать с США по созданию цепочек поставок редкоземельных металлов в обход Китая. Например, недавно китайские СМИ обрушились с критикой на Пакистан, близкого партнера Пекина, за обработку редкоземельных металлов для базирующейся в Миссури компании US Strategic Metals с использованием оборудования китайского производства.

Китай даже рискует своим имиджем надежного торгового партнера, сохраняющего глобализацию, которую начал рушить Трамп еще в ходе своего первого срока. Последствия новой системы лицензирования в Китае могут затронуть практически все производимые в мире полупроводники, разрушая налаженные цепочки поставок.

Итак, идущая «редкоземельная» война является войной за глобальное господство через контроль за глобальными цепочками поставок. США пока контролирует цепочку создания полупроводников, а Китай уже использует свой контроль в редкоземах, чтобы ослабить американское господство. При этом каждая страна пытается создать альтернативную существующей глобальной систему поставок недостающего ей ресурса. Но в то время как Китай вложил миллиарды долларов в свою индустрию производства микросхем, стимулируя рост собственных производителей чипов, США могут потребоваться годы, чтобы возобновить собственное производство редкоземельных элементов и создать новую глобальную сеть.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа