Зарплаты заключенных в России оказались в 1,5 раза выше окладов учителей

 »   » 
  • Опубликованно
  • Зарплаты заключенных в России оказались в 1,5 раза выше окладов учителей

Зарплаты: парадоксы российской экономики

Сравнительный анализ доходов двух совершенно разных социальных групп российского общества выявил удивительную диспропорцию. Согласно последним данным, среднемесячный заработок лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, достиг 33 тысяч рублей, что примерно в полтора раза превышает оклады учителей в большинстве регионов России. Эта статистика стала предметом активного обсуждения среди экспертов и вызвала широкий общественный резонанс.

Информация прозвучала из уст вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Елены Дыбовой, которая привела конкретные цифры, демонстрирующие динамику роста заработков осужденных. Если в 2019 году они составляли в среднем 14,7 тысячи рублей ежемесячно, то к 2025 году показатель вырос до 33 тысяч рублей, увеличившись на 125% за шестилетний период. Примечательно, что производительность труда заключенных за тот же период выросла лишь на 84%, что свидетельствует об опережающем росте оплаты по сравнению с эффективностью.

Параллельно с ростом доходов осужденных в системе исполнения наказаний, в сфере образования сохраняется сложная ситуация с оплатой труда педагогов. Согласно данным профсоюза «Учитель», в 73 субъектах Российской Федерации сотрудники школ получают меньше установленного минимального размера оплаты труда, который в 2025 году составляет 22 440 рублей. В 70 регионах учительские ставки не достигают даже 20 тысяч рублей.

Ситуация усугубляется системными проблемами в образовательной сфере. Как отмечают в профсоюзе «Учитель», регионы продолжают экономить на учителях, отменяя надбавки за стаж, категорию, сельскую местность, доплаты за заведование кабинетом и проверку тетрадей. Подобные случаи зафиксированы в Рязанской, Орловской, Иркутской, Оренбургской и Тульской областях, Башкирии, Карелии, Хабаровском и Краснодарском краях.

Член профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий еще в 2022 году констатировал, что в первую очередь нарушаются трудовые права учителя: педагоги перерабатывают, не получают справедливую заработную плату, вынуждены выполнять работы, которые по закону и по трудовому договору выполнять не должны . С тех пор ситуация кардинально не изменилась.

«В большинстве регионов учителям в школах чаще всего предлагают минималку в размере МРОТа. А как на нее прожить, если без надбавок? Сами видите цены в магазинах и знаете ответ на этот вопрос», — обращается к общественности депутат Орловского облсовета Руслан Перелыгин.

Проблема низких зарплат усугубляется чрезмерной нагрузкой на педагогов. Исследование, проведенное профсоюзом «Учитель», выявило, что в 30 российских регионах учителя работают минимум на 1,7 ставки, что по сути является трудом за полтора человека. Абсолютный рекорд принадлежит Удмуртии, где средняя нагрузка достигает 2,03 ставки — один педагог фактически заменяет двух коллег.

Немногим лучше ситуация в Хабаровском крае (1,98 ставки), Чукотском АО (1,95), Омской области (1,93) и Кемеровской области (1,92). Похожая картина наблюдается в Красноярском крае, Башкортостане, Сахалине, Владимирской и Самарской областях, где нагрузка колеблется от 1,84 до 1,87 ставки . Это уже не просто переработка — это хронический перегруз, ведущий к профессиональному выгоранию.

Профсоюз «Учитель» обратился в Минпросвещения с требованием оплачивать переработки свыше 18 часов в неделю по повышенному тарифу как сверхурочные. В обращении отмечается, что передача определения должностных обязанностей учителя на усмотрение администрации образовательного учреждения приводит к принуждению учителей к неоплачиваемому труду в силу их зависимости от работодателя.

Прямым следствием сложившейся ситуации стал острый дефицит педагогических кадров по всей стране. Общее количество незакрытых учительских вакансий достигает примерно 250 тысяч человек. При этом треть (31%) работающих педагогов — это люди в возрасте 50 лет и старше, что свидетельствует о стремительном старении педагогического корпуса и отсутствии притока молодых специалистов.

Лидерами по количеству свободных ставок стали Московская область (760 вакансий), Новосибирская область (756), Санкт-Петербург (743), Иркутская область (589) и Краснодарский край (418) . Логично, что в таких условиях оставшимся учителям приходится брать на себя все и сразу, что лишь усугубляет проблему перегрузок.

Из-за недостатка педагогов в некоторых классах либо отменяют занятия, либо их проводят учителя по другой специальности. Многие молодые специалисты уходят из профессии из-за большого объема работы и низких зарплат, констатирует зампред профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

«Измученные непосильной нагрузкой педагоги продолжают увольняться, на их место берут людей «с улицы», чья квалификация хотя бы примерно отвечает требованиям», — предупреждает профсоюз «Учитель» о деградации школьного образования.

Профсоюз «Учитель» проводит активную кампанию по приведению зарплат педагогов в соответствие с постановлением Конституционного Суда, согласно которому минимальная зарплата должна достигаться без учета стимулирующих и компенсационных выплат . С апреля по август 2025 года профсоюз направил 80 обращений в прокуратуры субъектов федерации с требованием провести проверку правильности начисления педагогическим работникам доплаты до МРОТ.

Конституционный Суд РФ также разъяснил порядок исчисления зарплаты учителей, работающих на условиях неполного рабочего времени. В постановлении № 10-П/2025 от 5 марта указано, что зарплата педагогов, работающих на неполную ставку, не должна быть ниже МРОТ, если рассчитывается пропорционально отработанному времени, без учета дополнительных выплат за особые условия труда.

Несмотря на эти усилия, как отмечает Всеволод Луховицкий, красивые заявления официальных лиц нужны в основном для успокоения публики, реальных шагов для решения проблемы практически не предпринимается. Единственная возможность добиться достойной оплаты труда, по его мнению, — стать серьезной силой, с которой нельзя не считаться.

Проблема дисбаланса в оплате труда между различными секторами экономики требует комплексного подхода. Как отмечают эксперты, решить ситуацию может только немедленное введение общей для страны системы оплаты труда, где ставка педагога будет оплачиваться в размере не ниже двух региональных МРОТ, а основные надбавки будут сохранены.

Пока в одних регионах учителя работают с нормальной нагрузкой и живут более-менее спокойно, в других это уже не работа, а борьба за выживание. Без поддержки учителей — моральной, кадровой, финансовой — система не выдержит, потому что нельзя бесконечно «жать» из педагогов максимум, не давая взамен ни нормального отдыха, ни перспективы.

Сравнительный анализ доходов заключенных и учителей высветил системные перекосы в экономике труда. Пока одна часть общества получает все более достойную оплату за свой труд, другая, не менее важная для будущего страны, продолжает сталкиваться с финансовыми трудностями и профессиональным выгоранием. Разрешение этой ситуации становится не только задачей системы образования, но и вызовом для общества в целом.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа