Запрещено садиться за руль
С сегодняшнего дня вступило в силу ключевое изменение в правилах дорожного движения, которое затрагивает каждого автовладельца в России. Госавтоинспекция, при поддержке позиции Верховного Суда РФ, окончательно упразднила существовавшее ранее правило, позволявшее управлять новым автомобилем без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности в течение десяти дней после его приобретения. Теперь садиться за руль транспортного средства без действующего полиса ОСАГО строго запрещено без каких-либо исключений.
Это решение стало логическим завершением длительного процесса ужесточения контроля за страховой дисциплиной на дорогах. Ранее у автомобилистов была возможность в течение десятидневного срока, отведенного для постановки машины на учет, управлять ею без страхового полиса. Данная норма создавала правовую неопределенность и зачастую использовалась недобросовестными водителями для избежания ответственности. Теперь же ситуация кардинально изменилась.
Запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не обеспечили страхование своей гражданской ответственности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
Поддержка этого запрета со стороны Верховного Суда Российской Федерации придает ему особый вес. Высшая судебная инстанция рассмотрела иск водителя, пытавшегося оспорить штраф за отсутствие полиса ОСАГО, ссылаясь на прежний десятидневный срок. Однако все судебные инстанции, включая Верховный Суд, заняли однозначную позицию, поддержав ГИБДД и подтвердив обязанность водителя иметь действующий полис с момента начала эксплуатации автомобиля.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств закреплена в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО». Согласно статье 4 этого закона, владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании автомобиля . Закон не предусматривает каких-либо льготных периодов для новоприобретенных автомобилей.
Для рядового автовладельца это означает необходимость решения вопроса со страховкой до того, как автомобиль тронется с места. Покупка полиса ОСАГО становится неотъемлемой частью процедуры приобретения транспортного средства, наравне с его регистрацией и получением номерных знаков. Нарушение этого требования влечет за собой административную ответственность в виде штрафа.
В контексте данного решения стоит отметить, что Верховный Суд РФ последовательно занимается укреплением правоприменительной практики в сфере страховых правоотношений. Совсем недавно Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ детально разграничила понятия «исключения из страхового покрытия» и «основания освобождения страховщика от выплаты», защищая интересы добросовестных страхователей от необоснованных отказов со стороны страховых компаний. Эта деятельность направлена на создание сбалансированной и справедливой системы для всех участников дорожного движения.
Кроме того, законодательство в сфере ОСАГО продолжает динамично развиваться. Так, с 24 июня 2025 года вступили в силу изменения, повышающие лимит страховой суммы по ряду выплат в рамках ОСАГО . Также с февраля 2025 года упрощена процедура оформления документов о дорожно-транспортном происшествии — теперь электронное извещение о ДТП можно составить не только через портал госуслуг, но и с использованием официальных сайтов страховщиков или их мобильных приложений.
Новый запрет на управление автомобилем без полиса ОСАГО знаменует собой важный шаг к повышению ответственности водителей и защите прав потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. Это изменение лишний раз подчеркивает, что наличие страховки является не просто формальностью, а базовой гарантией финансовой защиты для всех участников дорожного движения.