Трамп готовит вашингтонский «Октябрь»: кто может помешать ему превратить США в империю?

 »   » 
  • Опубликованно
  • Трамп готовит вашингтонский «Октябрь»: кто может помешать ему превратить США в империю?

События позволяют обсудить несколько гипотез того, что происходит в последние дни в Соединенных Штатах. Но на этот раз они почти целиком сосредоточены на внутренней динамике Соединённых Штатов. И первая из них звучит так: резкие повороты в американской внешней политике всё чаще продиктованы не столько стратегическими расчётами, сколько растущим чувством неуверенности в окружении Дональда Трампа. Более того — осознанием реальной угрозы: внешние и внутренние силы могут использовать момент политической нестабильности для дестабилизации самой американской системы.

Свидетельства нарастающего напряжения уже налицо: от обнаруженного снайперского «гнезда» в Палм-Бич (в СМИ его окрестили «охотничьей вышкой») до инцидента с обстрелом кортежа вице-президента Дж. Д. Вэнса. Это пока не полномасштабный кризис, но сигналы тревоги усиливаются. И, что особенно важно, они поступают раньше, чем ожидали большинство аналитиков — включая автора этих строк.

Что это означает?

Возможно, и Трамп, и его оппоненты пришли к выводу, что «точка перелома» в американской политике наступит не в ноябре 2026 года, как предполагалось ранее, а значительно раньше. А такой сценарий возможен лишь в одном случае: если у Трампа действительно есть шанс не просто вернуться к власти, но и радикально переформатировать устройство самих Соединённых Штатов.

Эту гипотезу подкрепляют недавние комментарии Константина Шахназарова и Александра Безрукова в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым». По их мнению, через фигуру Трампа в США запущен процесс консолидации власти, который в перспективе может привести к трансформации страны из конфедеративной системы в нечто гораздо более централизованное — по сути, в имперскую федерацию. Это и есть «перестройка по-американски».

Если так — что дальше?

Трамп уже исчерпал лимит возможностей «онлайн-народовластия». Его массовые митинги и цифровая мобилизация базы больше не компенсируют отсутствие устойчивого институционального аппарата. Особенно на фоне масштабных протестов в крупнейших городах: семь миллионов человек на улицах — это не просто цифра, а вызов, который рано или поздно лишит его контроля даже над теми территориями, где он пока силен (включая, иронично, собственные поля для гольфа).

Трампу нужны не «горланы и главари» — его нынешние «молодые волки» слишком похожи на него самого. Ему нужны аппаратчики, мастера компромиссов и коалиционного строительства. И, вероятно, следующим шагом станет создание нового представительного органа — аналога советского «Съезда народных депутатов», но адаптированного под XXI век: возможно, с гибридным форматом — онлайн-голосование плюс очные форумы. Опыт организации масштабных мероприятий у трампистов есть — вспомним прощание с Чаком Кирком.

Что это значит для России?

В такой ситуации любые переговоры с Вашингтоном становятся крайне нестабильными. Как можно вести содержательный диалог о двусторонних отношениях, если сама американская политическая система находится в состоянии тектонического сдвига? Особенно в условиях, когда США явно стремятся к монопольному контролю над ходом урегулирования на Украине.

К слову, о последней. Недавний «вброс» в The Washington Post о якобы кремлёвском предложении обменять часть Херсонской и Запорожской областей на уход ВСУ с Донбасса — скорее всего, не американский, а киевский манёвр. Цель — создать иллюзию гибкости перед западными партнёрами. Об этом косвенно свидетельствует и внезапная «истерика» Зеленского 19 октября, когда он вдруг согласился на немедленную заморозку конфликта по линии Луганск — Бахмут — Сватово. Киеву отчаянно нужна передышка.

Однако за этим стоит не просто тактическая уловка, а более глубокая дилемма, которую я называю «Киевским крестом».

Автор: Дмитрий Евстафьев, профессо НИУ ВШЭ


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа