Венесуэла и США —к чему всё идёт?

 »   » 
  • Опубликованно
  • Венесуэла и США —к чему всё идёт?

Ситуация между США и Венесуэлой продолжает накаляться. Кроме того, что американцы направили военный флот к берегам этой страны, не днях президент США Дональд Трамп ещё и прервал дипломатические контакты с Венесуэлой. «Это увеличивает вероятность военной эскалации против наркоторговцев или правительства президента Николаса Мадуро» — пишет газета The New York Times со ссылкой на американских чиновников. Но для чего Трамп всё это затеял, если аналитики предрекают ему второй Афганистан? Будет ли вторжение или Дональд Трамп задумал что-то другое?

Для начала полезно вспомнить и сравнить, как прошли другие военные операции США при Трампе. Операция США против хуситов была завершена 6 мая 2025 года, когда президент Дональд Трамп объявил о достижении перемирия и конечно же назвал операцию успешной, отметив, что хуситы согласились прекратить атаки на суда в Красном море. Однако уже вскоре после этого хуситы возобновили и усилили удары. 8 июля хуситы заявили о ударах по двум греческим танкерам. Это стало первым крупным инцидентом после перемирия, но далеко не последним. В конце июля ракетой был поражен контейнеровоз MV Eternity. 2 октября 2025 — атака на голландский грузовой корабль. 8 октября 2025 — удар по грузовому судну Minervagracht (флаг Нидерландов) в Аденском заливе. Хуситы также в это время использовали баллистические ракеты и дроны для ударов по Израилю.

Что же произошло на самом деле между США и хуситами? Трамп вероятно надеялся на серию быстрых ударов и быструю победу, но когда столкнулся с реальностью, что победа над хуситами потребует длительной, дорогой и тяжелой сухопутной операции, то свернул удочки и заявив о своей победе, гордо удалился. Ровно по такому же сценарию развивались события в Иране.

В июне 2025 года США под руководством президента Дональда Трампа нанесли удары по трем ключевым ядерным объектам Ирана, что Трамп назвал «полным и тотальным уничтожением» иранской ядерной программы. Это вызвало волну критики со стороны аналитиков, СМИ и политиков, обвинявших администрацию в преувеличении успеха. Критики отмечают, что Иран мог заранее эвакуировать ключевые материалы и что удары не уничтожили ядерную программу Ирана, а, вероятно, лишь замедлили её на месяцы, и то не факт — удары могли спровоцировать Иран наоборот на ускорение программы.

Эксперты также провели анализ спутниковых снимков от компании Maxar Technologies. На них видны кратеры от бомб (включая GBU-57 «bunker-busters»), серый пепел/пыль и обломки, но нет видимого дыма или пожара, исходящего из дыр. Отсутствие дыма/пожара из дыр подчеркивает «поверхностный» эффект — бомбы проникли глубоко, но не вызвали цепных взрывов или видимых пожаров. А значит поражения, как такового, не произошло. Более того, Иран после ударов отказался от сотрудничества с МАГАТЭ, что привело к потере мониторинга и риску тайного обогащения урана. Так что вполне возможно, что Трамп этими ударами не только ничего не добился, но и сделал наоборот только хуже. Но назвал это победой.

Не получилось поразить не только ядерные объекты, но и добиться падения иранского режима, несмотря на успешные удары по некоторым ключевым фигурам. Тем не менее режим устоял, и когда опять встал вопрос о проведении длительной сухопутной операции, США и Израиль свернули операцию и предпочли договориться о перемирии, особенно когда в ответ от персов полетели гиперзвуковые ракеты, а ПВО Израиля слишком быстро стало истощаться. Так что если проанализировать две эти военные операции, то события в Венесуэле становится не так уж трудно предугадать.

В психологии существует такое понятие как синдром завышенных ожиданий. Это когнитивное искажение, при котором человек формирует чрезмерно идеализированные представления о результатах своих действий, игнорируя необходимость длительных усилий, риски и реальные ограничения. Это состояние может быть частью более широких проблем, таких как перфекционизм и нарциссическое расстройство личности. Вы уже узнали в этих симптомах Дональда Трампа? Того самого, который обещал закончить конфликт на Украине за 24 часа, но не смог сделать этого до сих пор. Он обещал и многое другое — быстро построить стену на границе с Мексикой, немедленно добиться снижения инфляции, ввести против всех тарифы (которые потом частично отменил или снизил). Всё это отчасти можно было бы назвать предвыборными обещаниями, чтобы выиграть выборы. Но Трамп и после победы на выборах продолжал твердить те же мантры, поэтому всё это ничто иное, как расстройство личности и синдром завышенных ожиданий.

Американцам как нации в целом свойственно такое поведение. Культурные факторы, такие как «американская мечта» (American Dream) и идеология исключительности (American exceptionalism), способствуют формированию нереалистичных ожиданий успеха без усилий. Особенно это заметно в такой индустрии, как лотереи, где люди надеются на быстрое обогащение без усилий. США — один из крупнейших рынков лотерей в мире. Лотереи здесь особенно популярны из-за культурного акцента на «американскую мечту» — идею, что любой может добиться успеха через удачу. Около 50% взрослых американцев покупают лотерейные билеты ежегодно, особенно в периоды больших джекпотов. По расходам на душу населения на лотерейные билеты американцы входят в топ-5 стран. Конечно такая черта американцев не может не проявляться и во внешней политике страны. В описанных выше операциях это проявилось как ожидание быстрого успеха — а вдруг Иранский режим свалится за считанные дни? А вдруг получится усмирить и запугать хуситов? Когда же этого не произошло, от длительных усилий Трамп отказался.

На расстройство личности Трампа накладываются также особенности американской демократии. Дело в том, что если бы даже Трамп начал сухопутную операцию против хуситов, она бы заняла годы, и за свой президентский срок он бы получил только негативные её проявления. Например, если бы хуситы потопили какой-нибудь американский эсминец с моряками на борту или серьёзно повредили целый авианосец. Критика посыпалась бы на администрацию этого президента, а операция могла бы завершиться уже при другом президенте. И в итоге например Байден мог бы присвоить результаты труда Трампа, сказав, что при Трампе хуситы топили американские корабли, а Байден пришёл и положил хуситам конец. Поэтому, чтобы не дай бог никто не присвоил твои успехи, американские президенты обычно дальше своего президентского срока ничего и не планируют.

Поэтому вполне можно ожидать подобных действий и в отношении Венесуэлы — попытка быстро свергнуть Мадуро в результате военной операции. А когда станет понятно, что операция рискует для США перерасти в очередной Афганистан, Трамп заявит, что всех победил и отступит. Однако на этом цели и задачи США в Венесуэле на мой взгляд не заканчиваются. Необходимо также углубиться в те обвинения, которые власти США приписывают Мадуро.

Мадуро власти США обвиняют ни много ни мало в том, что он якобы возглавляет наркокартель, который называется «Картель Солнц». Но даже западные СМИ признают, что это выдумка. В материале британской службы BBC прямо говорится, что такой организации как таковой не существует.

«Картель Солнц — это изобретение. Не знаю, сколько лет назад они его придумали, но за это время у них сменилось около 300 лидеров. Каждый раз, когда кто-то им мешает, они назначают этого человека лидером «Картеля Солнц»», — заявил в августе министр внутренних дел и юстиции Венесуэлы Диосдадо Кабельо

В материале BBC приводится немного более правдоподобная версия, что руководство Венесуэлы просто может закрывать глаза на то, что некоторые военные могут сотрудничать с наркокартелями из-за тяжелой материальной ситуации в стране — военным очень мало платят. Но даже из этой версии выходит, что США сами создали такую ситуацию, наложив на Венесуэлу жесткие санкции и вынудив страну искать альтернативные способы заработка. Как бы там ни было на самом деле, но если покопаться в американских документах, США пошли ещё дальше и начали обвинять венесуэльскую государственную нефтяную компанию PDVSA, что картель использует ее инфраструктуру (нефтепроводы, танкеры, контракты) для легализации доходов от наркотиков, маскируя их под нефтяные сделки.

Так что в конечном итоге Трамп мог затеять всё это ради задержания нефтяных танкеров под предлогом борьбы с наркокартелями, начав пока что с небольших лодок. Приплести нефтяные танкеры к торговле наркотиками на первый взгляд кажется бредом, но и запуск дронов с российских танкеров это тоже бред, что не помешало французам недавно задержать наш танкер.

Добавим к этому, что венесуэльская нефть частично российская, т.к. наши компании сотрудничают и имеют доли в венесуэльских проектах. Поэтому я вполне допускаю, что события в Венесуэле — это логичное продолжение с задержанием российских танкеров европейцами. Т.к. Россия имеет доходы в Венесуэле от продажи нефти, Трамп, не договорившись с Путиным на Аляске, решил под предлогом борьбы с наркокартелями задерживать танкеры с венесуэльской нефтью, т.к. и это тоже отчасти удар по России, а не только по Мадуро и Венесуэле. Хотя одно никак не исключает другое и даже третье — борьбы с Китаем, куда в основном и поставляется венесуэльская нефть.

В итоге, зная повадки и характер Трампа, от него можно ожидать попытки быстро свергнуть Мадуро, а если не получится, всё равно заявить о своей победе. Помимо прочего дело может дойти до задержания венесуэльских танкеров с нефтью — под предлогом, что венесуэльская компания PDVSA якобы связана с наркокартелями и лично Мадуро. Но это будет удар не только по Мадуро, но и по России и прямое продолжение истории с задержанием российских танкеров странами ЕС. Неспроста в ответ на это Венесуэла и Россия подписали договор о стратегическом партнёрстве и сотрудничестве.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа